29.03.15 В феврале 2015 года прошёл очередной раунд опроса представителей российского бизнеса. Сводный Индекс смог отыграть свои позиции – он вырос на 3,9 пунктов до значения 38 пунктов благодаря росту таких составным компонентам, как Индекс личной оценки делового климата, Индекс финансовых рынков, Индекс социальной и инвестиционной активности, Индекс B2G и Индекс B2B В феврале зафиксирован отскок от самого низкого значения за все годы исследования, которое было получено в январе, – от 9,5 пунктов; показатель смог прибавить 13,6 пунктов. Более чем в два раза стало меньше респондентов, указавших, что ситуация существенно ухудшилась, 35,8% компаний заявили о некотором ухудшении (-7,7% по сравнению с январём), и почти половина респондентов указала, что состояние делового климата осталось неизменным. За счёт этого перераспределения оценок Индекс смог подняться до значения 23,1 пунктов. В феврале значение Индекса финансовых рынков выросло по сравнению с январём на 5,6 пунктов, достигнув значения 29 пунктов. При этом индикатор «финансовое положение компаний» снизился в феврале на 2,9 пунктов. Относительно фондовых рынков респонденты высказались лучше, чем относительно валютных: в первом случае показатель увеличился на 10,1 пунктов и стал равен 34,6 пунктов, а во втором – он вырос на 9,5 пунктов до значения 25 пунктов. Респонденты примерно в полтора раза чаще, чем в январе, давали ответ «ситуация не изменилась», именно благодаря росту доли таких ответов произошло изменение индикаторов в большую сторону. Индекс социальной и инвестиционной активности составил в феврале 52,7 пунктов. Согласно данным, Индекс продемонстрировал следующую динамику: инвестиционные проекты, согласно опросу, осуществляли в феврале 43,6% компаний, их стало меньше на 3,6% по сравнению с январём. в феврале на 12,7% выросла доля тех компаний, которые вели наём работников. 59% всех компаний, принявших участие в опросе, нанимали сотрудников, тогда как в январе их было только 46,3%. доля организаций, увольнявших персонал, снизилась на 7,7% до значения 15,4%. к мерам по сокращению рабочего времени для оптимизации своих издержек прибегали в феврале только 16,7% компаний, что меньше январского значения на 10,2%. доля организаций, в которых действуют социальные программы для работников, сократилась в феврале на 5,3%. Только в 57,7% компаниях-участницах опроса приняты социальные программы для сотрудников. Доля компаний, осуществляющих иные социальные программы, уменьшилась на 1,3%. Индекс B2G etc смог отыграть 3 пункта после достижения в первом месяце года минимального значения, в феврале он составил 38,5 пунктов. Два показателя – «взаимоотношения с банками и финансовыми институтами» и «взаимоотношения с иностранными партнёрами» – показали рост: первый на 6,1 пунктов, второй – на 5,1 пунктов. При этом индикатор «взаимоотношения с банками и финансовыми институтами» по-прежнему находится в критической зоне оценки со значением 26 пунктов. Индикатор «взаимоотношения с органами государственной власти» в феврале потерял 2,9 пунктов, его значение составило 46,8 пунктов. Индекс B2B в феврале вырос на 2,3 пунктов до 43,6 пунктов. Компании почувствовали на себе некоторое уменьшение количества новых заказов, показатель снизился до 42 пунктов. Напомним, что индикатор «новые заказы» на продукцию/услуги компаний ни разу не покидал положительной зоны оценки до марта 2014 года. Относительно ситуации с обязательствами контрагентов перед компаниями и самих компаний перед контрагентами оценки респонденты высказались с оптимизмом: в феврале рост индикаторов на 5,5 и 5 пунктов. В итоге их значения составили 36,5 и 47,1 пунктов. Индикатор «сроки выполнения существующих заказов» увеличился на 0,8 пунктов до 48,7 пунктов. Индекс логистики и Индекс рынка производимой продукции претерпели падение. Индекс логистики снизился на 1,5 пунктов, он составил 41,2 пунктов против 42,7 пунктов в январе. Это произошло за счёт резкого снижение показателя «уровень складских запасов» – он потерял 8,7 пунктов. В то же время ситуация со средним временем доставки заказов, напротив, немного улучшилась: показатель прибавил 1,8 пунктов. Согласно ответам участников опроса, общее состояние логистики стало лучше, чем в январе, - индикатор вырос на 2,6 пунктов. Индекс рынка производимой продукции в феврале потерял 0,9 пунктов и стал равен 37,9 пунктам. В феврале респонденты указали, что спрос на продукцию / услуги компаний снизился: показатель потерял 1,2 пунктов. Напротив, спрос в отрасли несколько вырос – с 32,6 пунктов до 34,3 пунктов. Уровень конкуренции показал падение: в феврале индикатор уменьшился до 56,4 пунктов, тогда как в январе он составлял 61,3 пунктов. В феврале ситуация с ценами закупки изменилась в лучшую сторону: на 10% стало меньше участников опроса, отметивших, что в феврале они выросли. Индикатор «цены закупки» за счёт этого снижения прибавил 6,9 пунктов. В случае показателя «цены продаж» произошло следующее перераспределение: по мнению более половины компаний, цены продаж остались на прежнем уровне, одновременно с этим снизилась доля респондентов, указавших, что цены продаж выросли. Соответственно, индикатор «цены продаж» снизился на 4,9 пунктов. |