Ю.А.Станкевич, заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности: "О перспективах взаимоотношений России и Евросоюза в газовой сфере"
Сегодня российский газ составляет четверть общего потребления ЕС. В своем недавнем интервью газете «Коммерсантъ» еврокомиссар по энергетической политике Гюнтер Оттингер заявил, что доля российского газа в Европе среднесрочной перспективе может подняться до 30-35 %, поэтому нужна надежная инфраструктура для транспортировки.
В деловых кругах Европы и ведущих западных экспертных центрах, занимающихся проблемами энергетики («Oxford Institute for Energy Studies», «Centre for Global Energy Studies», «IHS Global Insight», «IHS CERA» и других) анализируют ситуацию на европейском газовом рынке и полагают, что спрос на газ в Европе по мере преодоления последствий глобального экономического кризиса продолжит устойчивый рост. При этом в долгосрочной перспективе его темпы будут опережать динамику восстановления производства «голубого топлива».
В последнее время в правительственных и экспертных кругах большинства европейских государств поднимается вопрос о выборе оптимального варианта регулирования цен на газ. При этом рассматриваются три возможных модели:
1) в рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), так называемой газовой ОПЕК;
2) путем индексации цены на «голубое топливо» по уровню «энергетической корзины»;
3) метод привязки к уровню цен на уголь.
В конечном итоге ситуация на рынке будет зависеть от способности газовиков и нефтяников договариваться между собой для установления большей стабильности и предсказуемости в энергетическом секторе.
Наблюдающийся в настоящее время избыток сырья на мировых торговых площадках, который в том числе объясняется аналитиками ростом поставок СПГ, привел к резкому падению цены «голубого топлива» на спотовых рынках. Специфика ценообразования заключается в том, что, в то время как цены на спотовом рынке Великобритании «NBP» определяются балансом спроса и предложения, спот-цены в континентальной Европе коррелируются со стоимостью нефти. В связи с этим наблюдается усиление конкуренции между основными европейскими энергетическими узлами и газовыми биржами.
По оценкам агентства «IHS CERA», целый ряд европейских потребителей не получили ожидавшейся выгоды от снижения спотовых цен ввиду того, что стоимость долгосрочных газовых контрактов привязана к нефтяным котировкам, которые остаются сравнительно высокими. С учетом этого европейцы меняют прежнюю ориентацию в области регулирования газового ценообразования и все активнее высказываются за пересмотр указанных механизмов при заключении контрактов.
Выгода такого подхода для ОАО «Газпром» неочевидна, так как спот-рынок не обладает достаточным оборотом для того, чтобы обеспечить лучшие ценовые уровни для российской стороны. Емкость спотового рынка Европы значительно меньше общего объема реализации «голубого топлива» отечечтвенного газового монополиста. То есть спот-рынок ЕС по своей структуре не может обеспечить достаточной альтернативы российским поставкам в рамках долгосрочных контрактов. В этих условиях импортеры из Евросоюза, скорее всего, продолжат попытки добиться от российской компании существенных уступок.
Оценивая взаимоотношения между Россией и ЕС в газовой сфере, аналитики отмечают, что в Евросоюзе в настоящее время отсутствует консолидированная позиция по сотрудничеству с Москвой в области энергетики. Кроме того, у европейских государств также нет единого подхода к определению понятия «энергобезопасность», а многие считают этот вопрос ключевым в контактах с РФ.
По оценке экспертов независимого исследовательского института «Centre for Global Energy Studies», трубопроводы «Набукко» и «Южный поток» являются наиболее политизированными проектами. Причем британскими СМИ внедряется негативный образ российской газовой магистрали. Эксперты «Oxford Institute for Energy Studies» отмечают, что для ЕС, и особенно его новых членов, основным фактором энергобезопасности станет способность Брюсселя развивать внутриевропейскую газотранспортную инфраструктуру.
Кроме того, важным аспектом является выработка юридически обязывающего документа, согласно которому в случае чрезвычайных ситуаций (таких как перебои с поставками российского газа в 2006 и 2009 гг.) страны ЕС не могли бы «запирать» поступающий в меньших объемах газ на своей территории, ожидая полного заполнения своих газовых хранилищ.
|