Успех переговоров зависит от основных членов ВТО. Это США, Канада, Япония и ЕС. Но мы знаем, что США используют любую возможность, чтобы максимально оттянуть решение, несмотря на наличие подписанного документа. Появление то Камбоджи, то Грузии, то других дополнительных вопросов - это, на мой взгляд, не что иное, как невидимые публике действия американской администрации. Если бы они ударили кулаком по столу и сказали, что процесс завершен и все остальные должны быстренько урегулировать спорные вопросы до такого-то срока, это было бы сделано. На мой взгляд, США не очень хочется пускать нас в ВТО из-за особой позиции России по целому ряду вопросов. И это прежде всего многоходовая игра американской администрации. А попытка тех же американцев и частично европейцев начинать вскрывать некоторые пакеты, где договоренности уже зафиксированы, - лишнее тому подтверждение. ВТО нам, конечно, нужна, но, как неоднократно говорил президент Владимир Путин, не на любых условиях. Работаем не на срок, а на результат. ВТО без России - организация неполноценная, тем более что ей не удается решить многие вопросы, связанные, например, с тем же субсидированием сельского хозяйства, завершить дохийский раунд. Россия нуждается в ВТО не в большей и не в меньшей степени, чем ВТО - в России. И если мы вступаем в ВТО, нам может быть не нужен договор с Европейским союзом. Поскольку договор с ЕС регулирует многие торговые вопросы, которые на 90% регулируются нормами ВТО. Я думаю, мы четко должны зафиксировать недопустимость политизации этих отношений - попыток вбросить политические вопросы, такие как российско-грузинские, российско-украинские и так далее. Любая политизация ВТО дискредитирует эту организацию и основных переговорщиков. А плюсов у ВТО "на той стороне" достаточно много, и главные из них - не финансово-экономические выгоды для экспортеров товаров и услуг в Россию, а международно-правовые выгоды. Алексей Лихачев, депутат Госдумы, член рабочей группы по присоединению России к ВТО: Процесс присоединения России к ВТО - процесс равносторонний. Здесь, конечно, есть выгода у России, и точно такая же есть выгода у мировой торговой системы включить внутрь себя одну из крупнейших экономик мира - Россию. Но на переговорах, без сомнения, присутствует система двойных стандартов, и ряд наших партнеров планируют в ходе переговоров с Россией по ВТО решить проблемы, не являющиеся предметом регулирования соглашений ВТО, да и вообще нередко не имеющих отношения к внешней торговле. Один из таких примеров - конечно же Грузия. Если процесс присоединения России к ВТО будет использован для решения дополнительных неторговых вопросов, то этот процесс России не выгоден. Ведь тогда получается, что мы меняем не торговую картину на торговую, а торговую на торгово-политическую. В этом смысле конечно же есть предел всему. Сегодняшнюю стратегию переговоров можно назвать "без пяти двенадцать". То есть "без пяти двенадцать" до нового года, до главного события - присоединения. Ряд стран-переговорщиков просыпаются и активизируют свои позиции. Ряд других стран добавляют в, казалось бы, уже согласованные переговорные пакеты новые требования, зачастую не имеющие отношения к базовым соглашениям ВТО. Если Грузия попытается заблокировать процесс присоединения России к ВТО, то надо понимать, что это приведет к ущемлению в первую очередь не интересов России, а интересов других стран - участниц переговорного процесса, бизнес в которых уже строит планы на отношениях, связанных с будущим членством России в ВТО.
Известия, 04.06.2007
|