Под патронажем власти и при финансировании Сбербанка
будет работать агентство по инвестициям Волгоградской области
Когда речь заходит о развитии экономики в нашей области, то первое, что приходит на ум любому специалисту, – это инвестиции. Будут финансовые вложения, значит появится возможность возрождать пришедшие в упадок предприятия, обновлять и модернизировать успешно работающие производства, реализовывать проекты, которые смогут принести дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Вопрос – захотят ли люди и организации, обладающие достаточным капиталом, вкладывать деньги в развитие волгоградской экономики, не возникает: об инвестиционной привлекательности нашего региона говорено не единожды. Проблема в другом – как создать благоприятные условия и для самих инвесторов. Решить эту задачу предстоит новой структуре – агентству по инвестициям, создаваемому областной администрацией и Союзом промышленников и предпринимателей Волгоградской области. Непосредственно участие в его создании принимает Поволжский банк Сбербанка России. Незадолго до этого события мы встретились с первым заместителем управляющего Волгоградским отделением «Сбербанк России Поволжский Банк» Юрием Ярановым и попросили рассказать об участии финансовой организации в новом проекте.
Предложение, от которого нельзя отказаться – Юрий Дмитриевич, какова позиция Сбербанка относительно создания агентства по инвестициям в Волгоградской области? – Для нас создание агентства — интересное предложение. Сбербанк – это тот институт, который предоставляет деньги инвестору. Я считаю, в этой ситуации гораздо важнее позиция власти по данному проекту, причем на всех уровнях – как административном, так и законодательном. Для нас важно, чтобы инвестиционный проект находился под патронажем власти. Попробую объяснить, почему: сам по себе рыночный проект реализуется достаточно сложно. Вот один из примеров: мы находим инвестора, который готов вложить средства на развитие Ленинского консервного завода. Но этот проект пробуксовывает. И не потому, что было недостаточно вложено средств, клиент не может самостоятельно найти рынки сбыта – в нашем регионе консервная продукция не пользуется особым спросом у населения – люди сами делают заготовки на зиму, а вот на Севере эта же самая продукция пошла бы на «ура». Но для этого нужна соответствующая поддержка на уровне исполнительной власти. Нам нужно продвигать местную продукцию. И вот как раз агентство и должно решить эту задачу. Это экономический аспект. Не стоит забывать и про социальную направленность. К примеру, на поставку питания в различные социальные объекты (больницы, школы, детские сады) проводятся тендеры, в перечень включаются импортные продукты, которые закупаются на бюджетные деньги. При этом нет продвижения на рынок товаров местного производителя.
Вердикт суров, но это вердикт – В чем конкретно будет выражено участие Сбербанка в деятельности будущего агентства? – Мы будем участвовать в заседаниях агентства и на стадии отработки инвестиционных проектов предлагать свои механизмы для их реализации. При этом для того, чтобы Сбербанк вошел в проект, необходимо соблюсти некоторые условия. Если мы видим, что проект рискованный, то по социально значимым направлениям предлагаем выступить гарантом администрации. В качестве обеспечения Сбербанк принимает ликвидное имущество. По социально значимым проектам возможны дополнительно принятые гарантии исполнительной власти. Нам сложно быть генератором проекта, поскольку мы не знаем, какие существуют возможности у предприятия, не владеем информацией, какую продукцию они могут выпускать в перспективе. Зато вся эта информационная «база» доступна обладминистрации. Соответственно, будет доступна и агентству по инвестициям. Владея таким материалом, возможно проанализировать, насколько успешным будет тот или иной инвестиционный проект. Ведь бывает такая ситуация, когда инициаторы проекта прогнозируют успех, а экономисты, просчитывая все «за» и «против», утверждают обратное. – То есть Сбербанк может предоставить агентству специалистов, которые могут просчитать все плюсы и минусы инвестиционного проекта? – Этим как раз занимается наш отдел инвестиционного кредитования и инвестиционного финансирования, который уже на стадии обсуждения может определить, насколько жизнеспособен тот или иной проект. Необходимо отметить, что один клиент является генератором проекта, а второй – организатором воплощения его в жизнь. Возможен и такой вариант: проект генерирует и приносит в агентство один клиент, а мы после рассмотрения выносим заключение, кто его будет реализовывать. Мы должны найти такую форму, которая одинаково устроит и того, кто разрабатывал этот проект, и того, кто его станет воплощать в жизнь. Будущее агентство должно состыковать инициатора и реализатора.
Нарастить инвестиционный портфель – Какие перспективы открываются перед Сбербанком? – Мы рассчитываем нарастить свой инвестиционный портфель. На сегодняшний день Сбербанк обладает ресурсной базой, позволяющей реализовывать проект любой масштабности в Волгоградской области. Наша задача привлечь ресурсы на территорию Волго-градской области. Деньги начнут работать здесь, значит возобновят работу предприятия, банк будет получать свою прибыль на процентах, соответственно вырастет зарплата работников и увеличатся налогопоступления. Плюсы очевидны: область получает дополнительные рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, и, что самое важное, – регион начинает продвигать свой продукт за пределы области и таким образом выходит на российский рынок. Если этого не происходит, регион попросту становится дотационным. – На сегодняшний день уже существуют какие-то проекты? – Несомненно. И помог нам в этом инвестиционный форум, который состоялся два месяца назад. Мы рассмотрели все идеи и проекты. В настоящее время Сбербанком приняты в проработку те из них, которые могут быть реализованы в ближайшее время. Таких проектов насчитывается на сумму порядка 500 миллионов рублей. Однако Сбербанк не оставляет без внимания и перспективные проекты, которые были озвучены только в качестве идей. Следует различать инвестиционное кредитование и проектное финансирование. Инвестиционное кредитование возможно для уже существующего и развивающегося предприятия, стремящегося улучшить свои производственные мощности. В таком случае клиент выходит на качественно новый уровень, приобретает дополнительные конкурентные преимущества. Проектное финансирование теоретически предполагает осуществление с нуля. Пример тому – строительство стеклотарного завода в Городищенском районе. Проект энергоемкий, затратный, требует больших вложений и, кроме того, не учитывает конкурентную среду – на сегодняшний день работает Камышинский стеклотарный завод, подобные предприятия существуют в соседних Астраханской и Ростовской областях. Эта ниша уже заполнена. Нецелесообразно в одном регионе строить три аналогичных предприятия! Банки в своей деятельности редко используют такой инструмент, чаще осуществляется инвестиционное кредитование.
Мы рассчитываем на местного клиента – На каких инвесторов вы возлагаете большие надежды – на российских или зарубежных? – Иностранные инвесторы, как правило, работают со своими банками. Наши деньги им не нужны, у них свои ставки, которые гораздо ниже российских. Своих инвесторов мы тоже подразделяем на крупных и средних. К примеру, «Русский алюминий» или ТНК – это те компании, которые в перспективе все равно будут привлекать кредиты за границей – у них суммы большие. Мы рассчитываем на среднего инвестора, наш уровень – клиенты вроде «Гелиопакса», «Випойла» или ЖБИ-1. Финансово устойчивые клиенты, которые уже состоялись как бизнес-единицы, решают свои вопросы без агентства. Но есть категория, которая не может самостоятельно реализовать свои бизнес-идеи. С ними-то мы и будем работать в тесном контакте.
|