О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Выпуск № 3



Главная страница / Пресс-центр / Газета СПП ВО / Выпуск № 3 / Тарифное регулирование в регионе

Тарифное регулирование в регионе

В регионе завершается процесс тарифного регулирования


В Региональной службе по тарифам подходит к концу работа по определению тарифов на следующий, 2006-й, год. Процесс этот оказался весьма сложным и заставил многих
специалистов понервничать.
Цена цены: РСТ пришлось серьезно потрудиться
Основная проблема состояла в том, что в связи с реформой РАО «ЕЭС России» сам процесс государственного регулирования стал намного сложнее. Теперь стоимость электроэнергии для конечных потребителей складывается из четырех составляющих: цены покупки электроэнергии, устанавливаемой федеральной службой по тарифам (ФСТ), цены сетевой, расчет которой проводится региональной службой в рамках предельных уровней, утвержденных коллегами из Федерации, сбытовой надбавки (это опять региональные расчеты) и платы инфраструктурным организациям (абонентские услуги РАО ЕЭС, различные отчисления). И без того непростая ситуация усложнилась еще и тем, что большинство федеральных составляющих тарифов Москвой до сих пор были не определены. 
Экономически же обоснованные тарифы для конечных потребителей без этих составляющих определить было чрезвычайно сложно. Между тем времени у РСТ оставалось совсем немного. Новые тарифы должны были быть установлены до принятия областной Думой бюджета на следующий год. А это произойдет уже 1 декабря. Поэтому, по словам руководителя Службы Петра Секретова, РСТ пришлось, даже не имея некоторых цифр, действовать оперативно.
25 ноября Правление РСТ Волго-градской области  утвердило тарифы на электрическую и тепловую энергию для ряда организаций и тарифную сетку для конечных потребителей электроэнергии на 2006 год. Так, были установлены сбытовой тариф для ОАО «Волгоград-энергосбыт» в размере 2,83 коп./кВтч, то есть рост составил 6%. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Волгоградэнерго» –  средний тариф 25,44 коп./кВтч (рост 6%).  Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «Волжские межрайонные электрические сети» и ОАО «Волгоградоблэлектро» – рост среднего тарифа не превысил 8%. Тарифы на тепловую энергию для потребителей филиала Волгоградская генерация ОАО «ТГК-8» также возросли на 8%, а средний тариф составил 304,44 руб./Гкал.
Кроме того, была установлена тарифная сетка по всем группам потребителей электрической энергии. В 2006 году средний тариф на электрическую энергию увеличится на 7,7% относительно уровня 2005 г. Он составит 105 коп./кВтч. Для каждой из групп потребителей тарифы изменились по-разному. Так, цена электроэнергии для населения Волгоградской области в будущем году составит: 1 руб. 30 коп./кВтч – для городского населения и  91 коп./кВтч – для сельских жителей и для горожан, проживающих в домах, оборудованных электроплитами.
Тарифы же для промышленных потребителей выросли совсем незначительно. Стоимость энергии для базовой группы промышленных энергоемких  потребителей (ОАО «Каустик», Волгоградское отделение Приволжской железной дороги ОАО «РЖД», ООО «Лукойл-Энергогаз», ООО «Энергосоюз») увеличилась лишь на 1%.  Остальным  промышленным потребителям РСТ установила тарифы с увеличением на 3– 6% на среднем (СН) и низком (НН) напряжениях, а на высоком напряжении (ВН) тарифы даже немного снизили. Для бюджетных потребителей в 2006 году тарифы увеличатся на 6%, а для сельскохозяйственных рост составит 3%.

Проси невозможное — получишь желаемое
Касаясь заявок энергокомпаний, руководитель РСТ Петр Секретов отметил, что некоторые из них продолжают действовать по принципу: проси больше, дадут столько, сколько нужно. В частности, сетевики из «Волгоград-энерго» вышли на РСТ с предложением поднять цену передачи электрической энергии на 18% при предельной планке 8,5%. А «Волгоград-энергосбыт» вообще пожелал увеличить сбытовую надбавку на 250%. Объяснения сетевиков выглядели вполне «скромно». Так, «Волгоградэнерго» заявило, что заложило в тарифы увеличение фонда оплаты труда на 24%, долги прошлых лет в сумме 77 миллионов рублей, 144 миллиона в качестве выплат дивидендов и даже вознаграждение членам  совета директоров АО за участие в заседаниях. Труд одного члена своего совета они оценили в весьма скромную сумму – всего 30 тысяч рублей. Величина же заложенной в тарифы прибыли, по подсчетам специалистов этой организации, должна была увеличиться  в полтора раза.
Что же касается роста сбытовой надбавки  на 250% тарифов «Волгоград-энергосбыт», то здесь фонд оплаты труда хотели бы увеличить на 65%. 1,6 миллиона заложить на поощрение членов совета директоров, 4 миллиона – на выплату дивидендов и 54 миллиона – на возврат потерянных из-за конкурентов денег. Величина прибыли сбытовиков в тарифе, таким образом, в 2006 году должна была увеличиться ни много ни мало в шесть с половиной раз.
Однако позиция РСТ в этом вопросе оказалась довольно жесткой. Служба отвергла предложения энергетиков увеличить штаты сотрудников, включить в тарифы дебиторскую задолженность и суммы выплат по дивидендам, превышающие 5% на акцию. Также не согласились регуляторы с заявками по значительному росту в структуре тарифа затрат на ремонты, полагая, что в помощь энергетикам здесь придут дополнительные инвестиции.

Отмена «перекрестки»:
за и против
Если говорить о тарифах для населения (а они с 1 рубля 10 копеек возросли до 1 рубля 30 копеек), то основная причина этого заключается в сокращении объемов перекрестного субсидирования. Вообще вопрос «перекрестки» давно волнует руководителей крупных предприятий нашей области. И это вполне понятно, ведь из-за того, что им приходится доплачивать за электроэнергию, потребленную населением, их затраты значительно возрастают, а продукция теряет конкурентоспособность на рынке. Однако, какой объем перекрестного субсидирования в этом году и какой будет в следующем, не знает никто. Сложность в том, что его размер в значительной степени определяется особенностями методики подсчета, которая постоянно претерпевает изменения. Очень многое здесь зависит от подхода к отнесению затрат отдельных категорий потребителей к определенному уровню напряжения. Так, значительная часть затрат на содержание сетей высокого напряжения ложится на потребителей, подключенных на низком напряжении. С одной стороны, в этом есть логика, ведь энергия последовательно передается сначала с высокого напряжения на среднее, а потом и на низкое. То есть потребители, получающие свои 220 вольт, должны частично оплачивать и расходы по сетям 220 киловольт. А с другой стороны, очень сложно определить их настоящую долю. Ведь на высоком напряжении существуют дополнительные линии и трансформаторы, которые обеспечивают высокую надежность энергоснабжения металлургических, химических и прочих предприятий.  Эта избыточность как раз и отражается в дополнительных затратах на ремонт и содержание. Однако она совершенно не нужна населению. Ведь люди, в крайнем случае,  легко переживут двухчасовое отключение электроэнергии. А промышленным же гигантам это может принести колоссальные убытки. 
В любом случае проблема перекрестного субсидирования существует, и ее нужно решать. Хотя делать это стоит постепенно: если сейчас резко отменить «перекрестку», то на плечи населения будет взвалено непосильное тарифное бремя.
Так, Минэкономразвития РФ разработал систему, по которой «перекрестка» в течение трех лет будет ликвидирована. В представленном докладе министерство предлагает два ключевых механизма. Первый заключается в установлении социальной нормы, то есть «нормы потребления одним счетчиком (или квартирой) в киловаттах в месяц». Согласно второму механизму, повышение тарифов распространяется только на объем электроэнергии, выходящий за рамки соцнормы, то есть только за эту электроэнергию потребитель будет платить по экономически обоснованному тарифу. Кстати, данный механизм уже работает в Москве, где используется социальная норма потребления электроэнергии для населения. Укладываешься в эту норму – платишь за электроэнергию по минимуму. Не укладываешься – платишь за превышение по экономически обоснованному тарифу.
Другой вариант – тарифное меню, когда при расходе, не превышающем  определенной величины, оплата идет по льготному тарифу. Если расход больше первого порогового значения, то и платить за всю энергию придется больше. Самой высокой плата за электроэнергию будет у тех, кто потребляет больше второй пороговой величины.
Однако какой вариант будет применен для нашей области, сказать пока сложно. Решать это должны региональные исполнительные и законодательные власти. Кстати, чтобы ускорить этот процесс, Региональная служба по тарифам обратилась в областную Думу и социальные службы с соответствующими письмами. Теперь решение за ними, главное, чтобы оно было четко продуманным. Чтобы отмена перекрестного субсидирования, с одной стороны, сняла тяжелое бремя с промышленных предприятий, а с другой, не задавила бы простых потребителей электроэнергии, то есть население.

 

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog