Симбиоз нескольких технологий
Межрегиональный бизнес-центр может сделать нашу область экономически намного привлекательней После окончания Международного инвестиционного форума, который два месяца назад прошел в Волгограде, стало понятно, что наш регион до последнего времени являлся не очень привлекательным для инвесторов. И причин на то, конечно, было немало. Но так было до последнего времени. Проект строительства на базе Волжского интермодального терминала Межрегионального бизнес-центра, который был озвучен как раз на этом форуме, вызвал настоящий резонанс, причем далеко за пределами нашего региона. Возникла идея этого проекта несколько лет назад. В 2002 году по инициативе администрации города Волжского и ее главы Игоря Воронина была проделана большая работа по организации на территории Волгоградской области единого транспортного узла юга России. Поливалентного узла, который бы использовал возможности железнодорожного, водного (Волгоград и Волжский являются портом пяти морей), воздушного, автомобильного и трубопроводного транспорта. Проект был защищен в 2002 году на коллегии Минтранса России и ЮФО, и в рамках федеральной программы «Север-Юг Восток-Запад» было принято решение о создании транспортного коридора именно у нас. Отметим, что до этого рассматривалось еще несколько регионов (Ростовская и Самарская области), где мог бы расположиться подобный интермодальный терминал. И все же остановиться решили на нашем регионе, потому что по своему геополитическому расположению он является по сути уникальным. Уникальность его заключается в том, что Волгоградская область входит в состав ЮФО и граничит с Казахстаном, Саратовской, Ростовской, Воронежской областями и республикой Калмыкия, обладает высоким экономическим и кадровым потенциалом и, кроме того, является наиболее оптимальной для инфраструктурной организации транспортных потоков и их координации с последующим продвижением на Казахстан и Китай. Чуть позднее, с принятием областной целевой программы развития и поддержки предпринимательства до 2010 года, возникла идея расширить возможности, ведь по сути Волжский интермодальный терминал может явиться крупнейшим логистическим центром России, на котором будет происходить организация, упорядочение, координация и управление всеми транспортными потоками. А в связи с тем, что областная Дума поддержала инициативу обладминистрации по развитию малого и среднего бизнеса и заложила на эти цели 170 миллионов рублей на пять лет, проект строительства на базе Волжского интермодального терминала Межрегионального бизнес-центра оказался вполне логичным и обоснованным. В случае осуществления проекта на территории общей площадью порядка 200 гектаров будет сконцентрирована вся инфраструктура бизнеса, упорядочены сервис и обслуживание, созданы не только центр транспортной логистики, но и центр материальной или товарной логистики, центр информационной логистики. И это далеко не все преимущества. Во-первых, будут разумно вложены средства, предусмотренные областной властью на развитие предпринимательства. Во-вторых, появится множество новых рабочих мест. В-третьих, одной инфраструктурной оболочкой накроется несколько технологий бизнеса, в-четвертых, будут упорядочены транспортные потоки. И, наконец, будет создан симбиоз нескольких технологий: от научной разработки, реализации опытных образцов, кооперации между малым, крупным и средним бизнесом, маркетинговых исследований, экспозиционно-выставочных возможностей до поливалентной реализации.
Чтобы более подробно узнать о судьбе этого проекта, мы обратились к начальнику управления развития предпринимательства администрации Волгоградской области Владимиру Демидову. Получит ли регион «государев флаг»? – Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как вообще родилась идея строительства этого бизнес-центра? – Мы долгое время изучали мировой опыт, и он нам подсказал, что строительство подобного бизнес-центра может оказаться очень выгодным для экономики нашей области. Сам же проект возник прямо накануне проведения Международного инвестиционного форума в Волгограде. В экстренном порядке мы подготовили электронную версию презентации. Губернатор инициировал встречи с Козаком, с Починком. Эти материалы были переданы Фрадкову. Мы получили предварительные одобрения с их стороны и вызвали наибольший интерес на международном форуме. Началась обратная реакция. Почти сразу нам пришло приглашение на Первый международный венчурный форум, где состоялось несколько встреч. Представители Мин-экономразвития, президент Российского фонда инновационных технологий Иван Бортников, руководитель департамента Минэкономразвития Шаров порекомендовали нам подготовить необходимые материалы для участия в конкурсе Минэкономразвития на создание особой экономической зоны. – И вы по-следовали рекомендациям? – Конечно. Буквально за три недели мы вместе с комитетом по экономике обладминистрации и администрацией Волжского подготовили пакет документов и отправили на конкурс Минэкономразвития. Заявка наша была принята. Остается ждать результатов, которые станут ясны уже 4 декабря. – И что будет в случае победы? – Скажу сначала, что всего на конкурс было представлено 82 заявки от регионов. «Разыгрывается» очень ценный приз – пять особых экономических зон, которые будут сформированы на территории регионов-победителей. Если мы попадаем в эту пятерку, то мы не только получаем «флаг государев» – статус особой экономической зоны, но и возможность прямой финансовой поддержки от федерального агентства по созданию ОЭЗ. Причем в получении средств есть также два варианта: либо нашей области достанется 35 миллионов долларов, либо 300 миллионов рублей. На паритетных началах должны ответить администрации Волго-градской области и города Волжского. Ориентировочно мы заявили 210 миллионов рублей из бюджета области и 90 – из бюджета города Волжского. Но по предварительным технико-экономическим обоснованиям, которые нам разработала очень серьезная московская фирма, стоимость всего проекта обойдется примерно в 1 миллиард долларов.
От бизнес-инкубатора до технопарка – А что будет представлять собой планируемый бизнес-центр? – Всего в нем будет три экономически углубленных сегмента. Первый сегмент, как я уже сказал, это Волжский интермодальный терминал, стоимость которого определена в 400 миллионов рублей. Второй сегмент – это сегмент, который включит в себя рекреационные, сервисные, экспозиционные зоны. Там расположится международный выставочный центр, будут организованы торговые зоны, включающие в себя несколько крупных торговых центров. Этот второй сегмент очень привлекателен для внешних инвесторов. Здесь не надо тратить государственные деньги, технологии уже отработаны. Сами видите, сколько желающих прийти в наш регион: и «Метро», и «Перекресток», и IKEA. Выражает желание «Крокус», так что в случае второго сегмента недостатка в инвесторах, видимо, не будет. Кроме того, в создании международного выставочного центра могли бы поучаствовать и Торгово-промышленные палаты – как российские, так и волго-градская. Третий же сегмент наиболее интересен для экономики Волгоградской области. Он связан с бизнес-инкубированием, то есть селекцией малого бизнеса в средний и крупный. Это как раз то, чем сейчас активно занимается правительство Москвы. Они уже создали несколько бизнес-инкубаторов. Наши же бизнес-инкубаторы могут быть профильные или отраслевые. Для этого предусмотрена территория около 40 гектаров, а в будущем, когда в бизнес-центр придет наука, она может трансформироваться. – Владимир Алексеевич, поясните, пожалуйста, что такое бизнес-инкубатор. – Бизнес-инкубатор – это технология, которая позволяет представителям малого и среднего бизнеса, не имеющим достаточных стартовых ресурсов, прийти на льготных условиях и с мотивацией на производство товаров и услуг инновационного характера начать свое дело. А после того как они перерастут уровень малого бизнеса, выйти в так называемое свободное плавание. Такой опыт накоплен и во всем мире, и в России, например, в Казани, в Москве, в Санкт-Петербурге. Поэтому нам не придется изобретать велосипед, а всего лишь адаптировать существующий опыт к условиям нашего региона. А дальше сеть отраслевых бизнес-инкубаторов может трансформироваться в кластеры или технопарки. Вот такой технопарк и будет третьим сегментом. Бизнес-центр: эффект экономический и технологический – Владимир Алексеевич, проект действительно вы-глядит очень привлекательно. А какие преимущества он может дать нашей области? – Мы планируем 30 ноября провести расширенное заседание с участием директоров предприятий Волгоградской области, членов РСПП, депутатов областной Думы, экспертного совета, общественного экспертного совета, консультативного совета и крупных предпринимателей, а также общественных организаций. Мы также хотим пригласить на это заседание представителей Мин-экономразвития, чтобы рассказать всем, что это за проект, в цветах и красках. А преимущества огромные. Если мы попадем в федеральную программу об особых экономических зонах, то, во-первых, получим серьезные средства из госказны, и, во-вторых, у нас появляется возможность участвовать в других конкурсах, которые ежегодно проводятся Минтрансом и Минэкономразвития. Следующее преимущество связано непосредственно с ОЭЗ. В первую очередь, она снижает для участников или резидентов выплату социального налога почти в два раза. В течение пяти лет они не платят налог на имущество и налог на землю, в течение 20 лет не изменяются стартовые нормативные условия. Ну а для внешних инвесторов самой важной преференцией будет освобождение от всех выплат по процедурам организации межрегиональных поставок, то есть таможенные сборы будут попросту отсутствовать. Вот что такое экономические зоны и проект строительства Межрегионального бизнес-центра на базе Волжского интермодального терминала с точки зрения экономического эффекта. Однако эффект будет еще и технологический, так как подобная концентрация различных технологий в одном месте упрощает все коммуникации: и транспортные, и межбизнесные. Представьте, ведь здесь будут располагаться научный центр, центр обучения, центр трансфертов, центр контрактации, способствующий развитию кооперации между малым, средним и крупным бизнесом. И, естественно, во всем этом будет задействован человеческий ресурс, так что косвенный эффект может оказаться выше, чем даже прямой экономический. К тому же, создав нормальные условия для развития малого бизнеса, мы, наконец, до 2100 года (а это заложено и в областной программе) доведем долю экономически активного населения до 40 процентов. Сейчас же у нас эти цифры составляют лишь 22%, что недопустимо мало. Ну и, конечно, повышение экономической и инвестиционной привлекательности региона.
«Джин из бутылки выпущен...» – Когда же, по вашим оценкам, может начаться и, что самое главное, закончиться строительство интермодального терминала и бизнес-центра? – В данный момент современные технологии позволяют осуществлять строительство в рекордно короткие сроки, но мы зажаты законом, по которому деньги на это нужно освоить за три года. То есть, если мы победим, мы за три года будем просто обязаны осуществить весь проект. – А если не победите? – Если не победим, мы все равно обречены на освоение этой технологии, сдаваться мы не намерены. Однако в случае проигрыша нам придется использовать не федеральные деньги, а собственные ресурсы и средства внешних инвесторов. – А сейчас уже можно говорить о конкретных инвесторах? Были ли у вас предложения? – Да, предложения уже есть, и немало. Замечу, что люди дела очень быстро понимают, что к чему. Тем более презентация прошла, джин из бутылки выпущен, и наша задача теперь не сбавлять темп. Более, того, обязательно возникнет цепная реакция. Появится особая экономическая зона, появятся инвесторы, начнет активно развиваться малый бизнес, будет увеличиваться валовый внутренний продукт, с помощью экспозиционных технологий наши предприятия смогут выйти на внешние рынки. Наша область начнет набирать обороты – сможет войти в другие федеральные программы. Кстати, наш регион до сих пор не участвует в российском инвестиционном фонде, а это ни много ни мало 88 миллиардов рублей. – А как по-вашему, инвесторы придут наши или «импортные»? – Нам бы, конечно, хотелось наших инвесторов, и в первую очередь волгоградских. Но мы приглашаем всех, вся информация есть на нашем сайте. В любом случае места хватит для всех, ведь миллиард долларов – это огромная сумма. Как можно не воспользоваться предложением внешних инвесторов, если они построят современнейший выставочный центр? Да и почему нам не использовать мировой опыт? – Еще раз хочется отметить, что проект бесспорно интересный, но не может получиться так же, как с мостом через Волгу? – Однозначно, нет. Кстати, если мы уж затронули тему моста. Когда я начал заниматься этим проектом, мы сделали съемку и с воздуха, и из космоса. На снимках видно, что площадка, предназначенная под строительство, действительно очень привлекательная. Но единственная автомобильная артерия – это ГЭС лишь с двумя полосами движения. Волгоград практически южный транспортный автомобильный узел, поэтому, если мост не будет построен, все это просто захлебнется. Так что мост обречен на то, чтобы его построили, как и наш проект просто обязан воплотиться в жизнь.
Наталия Сазонова
|