На заседании КСПП ЮФО обсудили вопросы развития транспортной системы
Исторически сложилось, что южные просторы России всегда, начиная с XVIII в., оказывали огромное влияние как на экономическое, так и на политическое развитие государства. Сначала главной задачей этой территории была оборона центра Руси от набегов кочевников. Затем постепенно функции расширились. Уже в начале XVIII в. кроме оборонительно-пограничных, появляются внешнеторговые функции (хотя через территорию нынешней Волгоградской и Астраханской областей по реке Волге, затем по Каспию уже ранее были налажены торговые связи со странами Ближнего Востока и Закавказья). И уже с середины XVIII в. и по наши дни Северный и юг Поволжья активно выполняют торгово-транспортные функции. Это стало возможным благодаря выгодному экономико-географическому положению, близости как зарубежных важных экономических регионов, так и российских, высокой плотности населения, наличия рекреационных ресурсов, непосредственного прилегания к территории крупных морских и речных бассейнов.
Как преумножить транспортный потенциал Юга России? Как сделать транспортную систему соответствующей современным требованиям? Эти вопросы обсуждались представителями власти и работодателей 28 марта 2008 года в Черкесске (Карачаево-Черкесская республика) на очередном заседании Координационного совета промышленников и предпринимателей Южного федерального округа.
Ниже мы приводим выдержки из рассмотренного на заседании раздела «Развитие транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа до 2025 года» Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2025 года.
Сроки, этапы и сценарии реализации Стратегии
I этап: 2008 - 2012 гг. - формирование институциональной среды и нормативно-законодательной базы для опережающего развития транспортно-логистического комплекса ЮФО; запуск высокотехнологичных инфраструктурных проектов, направленных на ликвидацию разрывов и «узких мест».
II этап: 2013 - 2020 гг. - интенсивное обновление транспортного комплекса на основе инновационных технологий, реализация крупномасштабных проектов в транспортной сфере, обеспечивающих преодоление сложившихся инфраструктурных барьеров.
III этап: 2021 - 2025 гг. - закрепление лидирующих конкурентных позиций транспортно-логистического комплекса ЮФО на рынке транспортных услуг, совершенствование инновационной модели развития отрасли.
Прогнозируемое развитие транспортно-логистического комплекса ЮФО предусматривается в рамках взаимосвязанных на отдельных этапах развития сценариев: базового (инерционного) и инновационного (опережающего).
Ожидаемые результаты и экономические показатели
Увеличение:
объёма грузовых перевозок всеми видами транспорта до 339,7 – 433,1 млн.тонн;
объёма перевалки грузов в портах до 309,6 – 391,8 млн.тонн (в том числе – в морских портах до 266,8-335,8 млн.тонн);
объёма отправления пассажиров до 2808,0-3892,7 млн.пассажиров.
На железнодорожном транспорте:
объём отправления грузов возрастёт в 2,1-2,5 раза, соответственно, до 215,2-261,4 млн.тонн;
объём перевозок транзитных грузов возрастёт в 3-3,6 раза;
объём отправления пассажиров увеличится в 1,35-1,6 раза, соответственно, до 92,3-109,4 млн.пассажиров.
На морском и внутреннем водном транспорте будут:
создана инфраструктура портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов, Таманского полуострова;
обеспечено эффективное взаимодействие морского, железнодорожного, автомобильного видов транспорта в крупных транспортных узлах на базе логистических центров и терминалов;
обеспечена подготовка внутренних водных путей на российских участках МТК «Север-Юг» и МТК №7 (Дунай-Дон-Волга) для интеграции в систему международных транспортных коммуникаций в условиях вступления России в ВТО;
будет завершена реконструкция Волго-Донского судоходного канала со строительством второй нитки шлюзов.
Перевозки грузов морским транспортом возрастут в 2,7-4,6 раза, внутренним водным транспортом в 1,9-3,3 раза, объемы транзитных перевозок по внутренним водным путям увеличатся в 2 раза.
Объемы инвестирования
Объем инвестиций, необходимый для реализации предусмотренных Стратегией приоритетных проектов в период до 2025 года составляет 2 423,8 млрд. рублей,
в том числе на проекты развития:
крупных транспортных узлов – 236,0 млрд.руб.
создание комплексной терминально-логистической сети – 23,5 млрд. руб.
инфраструктуры:
железнодорожного транспорта – 483,4 млрд. руб.;
морского транспорта – 110,0 млрд. руб.;
внутреннего водного транспорта – 482,3 млрд.руб. ;
автодорожного комплекса – 1047,8 млрд.руб.;
воздушного транспорта – 36,8 млрд. руб.
Механизмы и инструменты реализации Стратегии
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса ЮФО разработана рабочей группой Координационного совета промышленников и предпринимателей ЮФО при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. В последующем она утверждается совместным решением полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, министров транспорта РФ, регионального развития РФ.
Инструментами реализации Стратегии являются:
использование механизмов государственно-частного партнерства, компенсационных механизмов, средств Инвестиционного фонда РФ;
разработка и осуществление стратегий экономического развития субъектов Федерации округа, схем территориального планирования регионов и муниципальных образований;
федеральные целевые программы: «Юг России (2008-2012гг.)»; «Модернизация транспортной системы Российской Федерации (2002-2010гг.)», а также разрабатываемые ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015гг.)», региональные и ведомственные целевые программы, инвестиционные проекты.
Функции обеспечения координации работы по созданию системы информационно-логистического обеспечения развития транспортного комплекса ЮФО возлагаются на организуемый Южно-Российской транспортный информационно-логистический центр.
Некоторые приоритетные проекты развития транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа *
№№ |
Проект/регион |
Стоимость проекта, млрд. руб. |
Суть проекта |
Характеристика объекта |
1 |
Строительство второго железнодорожного захода в порт Новороссийск. |
80,0 |
Строительство параллельной железнодорожной линии на участке Абинская-Кабардинка. Увеличение пропускной способности подъездных путей к Новороссийскому транспортному узлу. |
Протяженность железнодорожной линии – 66,4 км. |
2 |
Строительство морского торгового порта «Оля».
|
21,6 |
Строительство II грузового района порта, включающего нефтеналивной и сухогрузный терминалы, паромный комплекс, контейнерный терминал
|
Перспективная перегрузочная мощность – 26 млн. тонн в год, в т.ч.:
нефтеналивного терминала – 12,0; сухогрузного – 10,0;
паромного комплекса – 4,0;
контейнерного терминала - 1,3.
Глубина у причалов – 5,8м.
|
3 |
Реконструкция участка железной дороги Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская, с обходом Краснодарского узла.
(Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский край) |
71,5 |
Предусматривает (в рамках развития МТК «ТрансСиб») строительство
вторых путей (40 млрд.руб.), двухпутного электрифицированного обхода Краснодарского узла (13,0 млрд. руб.). |
Протяженность участков строительства вторых путей – 465 км.
Протяженность обхода Краснодарского узла – 60 км.
Прогнозируемый объем перевозок – 35,0 млн.тонн |
4 |
Строительство железнодорожной линии Элиста – Аксарайская
(Республика Калмыкия, Астраханская область)
l |
35,0 |
Обеспечение связи Черноморских портов с Прикаспийскими государствами.
Развитие железнодорожной части МТК №3 через Элисту–Астрахань. |
1-я очередь строительства - участок Элиста-Астрахань, протяженностью 255км.
2-я очередь – мост через р.Волга в створе станции Аксарайская.
|
5 |
Организация скоростного пассажирского движения на направлении «Центр-Юг»
(Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края) |
280,0 |
Организация скоростного движения на направлении Москва-Адлер, на участках Чертково – Адлер, Ростов-на-Дону – Минеральные Воды.
Повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок и курортно-рекреационного комплекса Юга России. |
Скорость движения на участке Чертково-Адлер, Ростов-на-Дону-Минеральные Воды – до 160 км/час.
Сокращение времени следования пассажирских поездов от Москвы до Адлер до 15 ч 12мин. (без учета остановок). |
6 |
Реконструкция Волго-Донского судоходного канала
(Волгоградская, Ростовская области) |
220,0 |
Увеличение пропускной способности, предотвращение разрушения гидротехнических сооружений шлюзованной системы канала. |
Проведение ремонтных гидротехнических и дноуглубительных работ по каналу.
Протяженность канала – 100 км. |
7 |
Строительство второй нитки Волго-Донского канала
(Волгоградская область)
|
250,0 |
Увеличение пропускной способности водно-транспортного сообщения между Каспийским и Черным морями.
Развитие инфраструктуры МТК №7 (Дунай-Дон-Волга) |
Увеличение перевозок водным транспортом с 9 млн.тонн до 30 млн.тонн в год.
Общая протяженность строительства второй нитки ВДСК - 100км. |
8 |
Реконструкция федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон»
(Ростовская область, Краснодарский край) |
190,0 |
Реконструкция автомобильной магистрали на территории Ростовской области и Краснодарского края
|
Протяженность автомагистрали - 770км.
Интенсивность движения транспорта до 45 тыс. автомобилей в сутки.
Доведение автодороги до первой категории (4-6 полос). |
9 |
Строительство и реконструкция автодороги «Каспий» (в границах ЮФО)
(Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия, Республика Дагестан) |
92,0 |
Строительство и реконструкция автодороги на участке Тамбов – Волгоград – Астрахань –Махачкала.
Повышение пропускной способности и безопасности движения. |
Протяженность участков дороги, подлежащих строительству и реконструкции - 515 км
Ликвидация грунтового разрыва протяженностью 110 км. |
10 |
Реконструкция автодороги «Кавказ» Павловская – Минеральные Воды – Кочубей -Махачкала
(Ставропольский край, Республика Дагестан) |
72,0 |
Развитие маршрута, повышение пропускной способности и безопасности движения.
Маршрут является дублером автомагистрали «Каспий». |
Доведение автомобильной дороги «Кавказ» до нормативов 1-2 категории.
Протяженность реконструируемых участков- 359 км |
11 |
Строительство автомобильной дороги М-27 «Джубга-Сочи»
(Краснодарский край) |
266,1 |
Строительство автомобильной дороги до границы с Грузией, включая обходы гг. Туапсе, Лазаревская, Сочи, Адлер.
|
Общая протяженность дороги – 215 км., в т.ч.первоочередных участков– 85 км.
Интенсивность движения до 40 тыс. авт/сут
Доведение автодороги до первой категории, обходы городов – до второй категории. |
12 |
Строительство автомобильной дороги Краснодар – Абинск – Кабардинка
(Краснодарский край) |
113,0 |
Строительство автомобильной дороги на платной основе. Формирование автодорожного маршрута Краснодар – Кабардинка обеспечивает кратчайший выход к порту Новороссийск |
Строительство автомобильной дороги Краснодар – Абинск – Кабардинка по нормативам 1 категории.
Протяженность дороги - 147 км |
13 |
Строительство и реконструкция автодороги Порт Тамань - Темрюк – Славянск-на-Кубани – Тимашевск –Тихорецк-Сальск, Волгоград- Саратов (Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область) |
37,0 |
Строительство и реконструкция дороги по маршруту «Порт Тамань - Темрюк – Славянск-на-Кубани – Тимашевск –Тихорецк» с выходом на Сальск, Волгоград; обеспечивает связь южных портов с центром страны и Уралом. |
Строительство и реконструкция автодороги, с доведением до 1 категории (4 полосы).
1 очередь: Волгоград-Камышин-Саратов, протяженностью - 147 км |
*Проекты перечислены выборочно, всего в стратеги представлено 67 проектов |