Предложение начальника Управления государственной службы занятости населения Администрации Волгоградской области А.Л. Комлева относительно разрешения проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Уважаемые работодатели, на сегодняшний день сложилась следующая ситуация: 1. Конкуренция среди соискателей рабочего места сменяется конкуренцией работодателей за квалифицированные рабочие кадры; 2. Рынок образовательных услуг не успевает за потребностями рынка труда; 3.Проблема нехватки кадров – комплексная, она включает в себя: - проблемы в образовательной системе; - проблему адаптации и закрепления молодого человека на рабочем месте; - проблему качества имеющихся и привлекаемых трудовых ресурсов; - проблему перераспределения трудовых ресурсов из трудоизбыточных территорий в дефицитные; - проблему демографии; - проблему управления миграционными потоками и т.д. Из множества проблем хочу выделить, с нашей точки зрения, главные: 1. отсутствие в стране целостной системы профориентации молодежи. Сегодня на рынке образовательных услуг существуют её отдельные элементы и как результат значительная часть молодежи ориентирована на профессии с ее точки зрения престижные, но не востребованные на рынке труда; 2. система профобразования пробуксовывает и причин этого целый букет: - недостаток финансирования; - устаревшая учебная база; - устаревшая система оплаты труда в ПТУ, да и сама система финансирования НПО и т.д. Что делать или что делается в Волгоградской области, для того чтобы повернуть ситуацию в русло решения проблем обеспечения кадрами развития экономики? Ровно 10 месяцев назад в Постановлением Главы Администрации в области образован Совет по развитию системы управления трудовыми ресурсами, под председательством Первого Заместителя Главы Администрации по экономике и инвестиционной политике, в который вошли заинтересованные структуры областной Администрации, представители бизнеса, представители системы образования. Цель создания Совета - разработка механизма социального партнерства между органами исполнительной власти, работодателями и образовательными учреждениями. В результате работы Совета были разработаны предложения по формированию в Волгоградской области системы подготовки квалифицированных рабочих кадров на основе формирования отраслевых образовательных кластеров. Суть этого проекта – укрепление государственно-корпоративного партнерства в области подготовки кадров в системе профессионального образования через интеграцию образования и производства. Участниками этого процесса будут являться: - органы исполнительной власти, курирующие конкретную отрасль; - базовые предприятия отрасли; - образовательные учреждения, осуществляющие подготовку квалифицированных кадров для данной отрасли. И что важно мы пытаемся организовать систему таким образом, когда деньги (финансирование) идет за учащимся (будущим квалифицированным рабочим), а не наоборот, т.е. как сейчас выделяется финансирование, а потом идет попытка набора учащихся. Предприятия формируют заявки на подготовку необходимых им рабочих кадров, подкрепленные договорами с претендентами на обучение, и подают их в органы исполнительной власти, курирующие отрасль. Органы исполнительной власти, в свою очередь, формируют отраслевой заказ на подготовку необходимых кадров для органов образования. Органами образования заказ размещается в учреждениях профессионального образования, готовящих рабочих и специалистов для данной отрасли. Финансирование осуществляется на паритетных началах между государством и предприятиями-заказчиками кадров, причем на этом этапе вопрос о дополнительном финансировании образовательных учреждений за счет бюджетных средств не стоит. Анализ показал, что необходимо рационализировать уже имеющиеся бюджетные средства. Например, в нашей области в областном бюджете на 2008 год предусмотрено более 750 млн. рублей на обеспечение учебного процесса в ПТУ. В то же время около трех четвертых учащихся в них это молодые люди после 9 класса и только 25% это учащиеся уже имеющие аттестат зрелости и обучающиеся по годовой программе. Получается, что ПТУ на 75 % выполняет задачи среднеобразовательной школы, то есть выдает аттестаты зрелости. Этим должна заниматься школа, а система НПО и СПО должна давать специалистов. Проект создания в области 8-ми отраслевых образовательных кластеров был представлен руководителям предприятий на общем собрании Союза промышленников и предпринимателей Волгоградской области и нашел свое продолжение в Проекте программных мероприятий по формированию и профессиональному развитию трудовых ресурсов Волгоградской области до 2010 года. Основными целями программных мероприятий являются: - совершенствование механизма определения потребности промышленных мероприятий в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней; - развитие профессиональной ориентации, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение мотивации к трудовой деятельности по рабочим профессиям, востребованным на рынке труда; - развитие системы социального партнерства за счет включения работодателя в систему профессиональной подготовки кадров. В настоящий момент служба занятости Волгоградской области приступила к реализации пилотного проекта целевой подготовки рабочих кадров для предприятий металлургической, машиностроительной и нефтехимической отрасли. В рамках этого проекта заключены Соглашения между Управлением ГСЗН АВО и предприятиями – членами Союза промышленников и предпринимателей Влгоградской области: ЗАО «ВМЗ Красный октябрь», ОАО «Каустик», ОАО «Волгограднефтемаш», ОАО «Волжский трубный завод». В рамках этих Соглашений Управление ГСЗН гарантирует подбор, организацию и финансирование профессионального обучения граждан, а предприятия предоставляют аттестованные рабочие места для прохождения производственной практики, выплату стипендии в период теоретической подготовки и заработной платы в период производственной практики. После завершения обучения гражданам гарантируется рабочие места на предприятии с достойной заработной платой. В целях разработки и внедрения единой идеологической основы профориентационной и информационной политики, ориентированной на решение первоочередных кадровых проблем, существующих в регионе, служба занятости планирует подготовить в 2008 году проект Закона Волгоградской области «О профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения в Волгоградской области». Для повышения эффективности работы, проводимой в регионах по подготовке квалифицированных рабочих кадров на наш взгляд необходимо сделать следующее: 1. Учитывая, что сегодня система профессиональной ориентации населения как совокупность государственных органов, организаций, учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, занятости, здравоохранения, социально-психологической защиты граждан, отсутствует, а необходимость осуществления государственной политики в области предоставления гражданам государственных услуг по профессиональной ориентации с учетом их профессиональных интересов, возможностей, состояния здоровья и требований рынка труда, не теряет своей актуальности, считаем необходимым разработать и утвердить на уровне Правительства Российской Федерации законодательные акты по формированию системы профессиональной ориентации. Для координации и научно-методического обеспечения организационно-практической деятельности по профессиональной ориентации в субъектах Российской Федерации целесообразно создать Всероссийский центр профессиональной ориентации. 2. Считаем возможным поручить Российскому союзу промышленников и предпринимателей и его территориальным объединениям работодателей координацию работы заинтересованных структур на федеральном уровне и уровнях субъектов РФ по: - организации проведения мониторинга текущей потребности в кадрах, предусмотрев определение структуры информации о потребности работодателей, разработку форм представления информации, периодичность и ответственность за представление информации; - проведению анализа результатов мониторинга совместно с региональными органами службы занятости (труда); - осуществлению совместно с региональными органами службы занятости (труда) прогнозирования перспективной потребности в кадрах с учетом наличия трудовых ресурсов на рынке труда региона и привлечения иностранной рабочей силы; - созданию возможности привлечения к прогнозированию перспективной потребности в квалифицированных кадрах научного потенциала региона. 3. На федеральном и региональном уровнях необходима сегодня отработка моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования с включением в этот процесс работодателей в целях радикального улучшения материально-технической базы профессиональных учебных заведений, оптимизации перечней профессий и специальностей, по которым ведется подготовка кадров, и создание на основе интеграции двухуровневых и многопрофильных образовательных учреждений механизма гибкого реагирования на потребности предприятий в квалифицированных кадрах.
Предложения Андрея Леонидовича Комлева на заседании Координационного совет промышленников и предпринимателей ЮФО в г. Черкесске 28.03.08 получили одобрение и полную поддержку полномочного представителя президента в ЮФО Григория Алексеевича Рапоты.
Мнение директора по персоналу ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» Игоря Важенина: Инициатива по разработке образовательных кластеров очень своевременная. Это не просто даст приток рабочей силы, на фоне острого дефицита, но и даст возможность опробовать новую модель обеспечения квалифицированными рабочими. Служба занятости будет подбирать претендентов уже на известное место работы, с известными условиями труда, с четкой перспективой. Практика на предприятии в период обучения даст возможность лучше освоить будущую специальность, поможет быстрее адаптироваться в коллективе. Необходимо это опробовать и по возможности расширять по всему спектру дефицитных рабочих специальностей.
|