О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Выпуск № 5



Главная страница / Пресс-центр / Газета СПП ВО / Выпуск № 5 / Конкуренция полезна рынку

Конкуренция полезна рынку

Конкуренция полезна рынку

Волгоградские антимонопольщики рассказали о результатах своей работы в минувшем году

Сфера надзора и контроля антимонопольных органов определяется четырьмя федеральными законами. Прежде всего это Закон «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности». Принят он был парламентом страны еще в 1991 году, но с тех пор неоднократно пересмотрен со внесением многих поправок. Нормы этого закона способствуют созданию конкурентной среды в сфере товарного рынка. С его-то нарушениями чаще всего приходится сталкиваться специалистам антимонопольной службы. В том числе – его пятой статьи, устанавливающей запрет на поведение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение
на товарных рынках.

- Более сорока процентов нарушений, устраненных нашими специалистами в 2005 году, - рассказал нам руководитель Волгоградского областного управления Федеральной антимонопольной службы Павел Мироненко, - совершалось на товарных рынках топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, недвижимости. В том числе – в сферах естественных монополий. Было несколько дел в рамках пятой статьи Закона «О конкуренции», возбужденных, например, в отношении Южной телекоммуникационной компании, в отношении Российских железных дорог. Всего же в этом плане в 2005 году было рассмотрено 50 заявлений, проведено 16 проверок, выявлено 21 нарушение, возбуждено 16 дел.
Проводились, как поведал нам Павел Иванович, проверки соблюдения требований законодательства в части раскрытия информации о деятельности этих хозяйствующих субъектов. Они показали: из девяти субъектов рынка электроэнергии шесть откровенно проигнорировали требования правовых актов о необходимости раскрытия соответствующей информации в СМИ. В оправдание нарушителями приводились различные доводы, включая такие, как загруженность сотрудников, нехватка средств на оплату публикаций в СМИ. Но в областном антимонопольном управлении все они были признаны безосновательными. Поэтому соответствующие материалы были направлены им в прокуратуру области, которая, в свою очередь, вынесла нарушителям предостережения.
В поле постоянного внимания антимонопольных органов находится также состояние конкурентной среды на рынке нефтепродуктов. Очередной этап анализа розничных цен на этом рынке специалистами волгоградского областного антимонопольного управления завершился недавно.
- Положение ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» на розничном рынке бензина и дизельного топлива, - делает выводы Павел Мироненко, - может быть признано доминирующим. Доля его по бензину на розничном рынке в 2004-2005 годах составляла 44 – 45 процентов, по дизтопливу – 54 – 60 процентов. Но за весь период деятельности волгоградского антимонопольного управления в него не поступило ни одного заявления на его поведение ни от конкурентов ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ни от одного из потребителей. В том числе – хозяйствующих субъектов. То есть никакого ущемления интересов хозяйствующих субъектов здесь не выявлено.
Антимонопольное управление изучило также состояние конкурентной среды на рынке пассажирских перевозок.
- Маршрутная сеть города, - подытожил результаты этого исследования Павел Иванович, - развивается в последнее десятилетие за счет маршрутных такси, обслуживаемых частными перевозчиками. Конкурентная среда на рынке внутригородских пассажирских перевозок развита. Но характерная его черта на нынешнем этапе – недобросовестная конкуренция со стороны отдельных перевозчиков.
Хотя Конституцией страны и за-креплено единство экономического пространства на ее территории, в плане пассажирских автоперевозок никакого единообразия, увы, не наблюдается. Моделей регулирования на этом рынке на сегодня сложилось фактически столько же, сколько имеется в России населенных пунктов.
Шестой статьей Закона «О конкуренции» запрещаются согласованные действия между конкурирующими хозяйствующими субъектами – они должны действовать на рынке независимо друг от друга. Заявления о нарушениях этого требования поступают в антимонопольное управление довольно редко. Зато из года в год большой объем работы выполняется им в связи с нарушениями требований названного закона органами власти. Причем наибольшее количество дел в сфере транспортного рынка было возбуждено на этот счет против администрации города Волжского. Однако в последнее время, после ряда проведенных мероприятий, количество заявлений, поступающих в антимонопольное управление от автоперевозчиков Волжского, заметно сократилось.
- Но в то же время выявляется еще одна проблема, - комментирует ситуацию Павел Мироненко. – Она заключается в том, что субъекты предпринимательской деятельности предпочитают обращаться в антимонопольное управление с жалобами в устной форме. Письменных заявлений они, как правило, не подают. Чаще всего ссылаются при этом на угрозу применения жестких санкций со стороны не только субъектов, действия которых обжалуются, но и от контролирующих их государственных органов. Отсутствие же подобных заявлений не позволяет пресечь имеющиеся в этой сфере нарушения.
В том, что касается рекламы, волгоградские антимонопольщики в последнее время сосредоточились на соблюдении хозяйствующими субъектами законодательных норм, запрещающих использовать образы несовершеннолетних при рекламировании товаров, специально к ним не относящихся, на использовании так называемых зонтичных брэндов при рекламе алкогольной или табачной продукции. Определенные нарушения фиксировались и в расположении носителей рекламы табака и алкоголя поблизости от детских, медицинских, спортивных и культурных организаций.
- Было при этом, например, - отметил Павел Мироненко, - возбуждено дело в отношении фактов противозаконной рекламы водки. Часть вынесенных нами на этот счет штрафов в настоящее время обжалуется. Но это - обычная практика антимонопольного управления.

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog