Волго-Донской судоходный канал является важнейшим элементом функционирования международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад», позволяющий объединить пять морей европейской части страны: Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное, и дающим возможность центрально-азиатским государством получить выход в международные морские бассейны, а также на внутренние водные пути Европы. В 2007 г. по каналу перевезено около 8,7 млн. тонн грузов (для сравнения: проектная пропускная способность – 10,9 млн. тонн грузов). Судопропускная способность канала в настоящее время практически исчерпана, в то время как резерв грузопропускной способности составляет 4-5 млн. тонн (для сравнения: в 1983 году перевезено – 13 млн. тонн грузов). Это вызвано тем, что в связи с изменениями структуры грузов основной грузопоток (около 88%) направлен от Волги в сторону Азово-Черноморского бассейна – 7,6 млн. тонн, при этом 4,1 млн. тонн составили нефть и нефтепродукты, большая часть которых – 2,4 млн. тонн следовала с Нижней Волги. Предполагается, что тенденция переориентации и перепрофилирования транспортных потоков с увеличением объемов перевозок нефти и нефтепродуктов сохранится и в отдаленной перспективе. Разведанные запасы нефти в Каспийском регионе оцениваются в 20-30 миллиардов тонн (около 4 процентов мировых запасов), и к 2015 году ежегодная добыча нефти в этом регионе достигнет 150 миллионов тонн. Не случайно задача создания нового судоходного пути между Каспийским и Азово-Черноморским регионами была поставлена еще Президентом РФ В. Путиным в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. В нем говорилось о проработке оптимального варианта устранения существующих ограничений роста транспортировки грузов по направлению Каспийское море – Азово-Черноморский бассейн. Считается, что строительство второй нитки Волго-Донского канала – это менее затратный и наиболее экологически безопасный вариант, но окончательное решение будет вынесено Правительством РФ после тщательной экспертизы и оценки всех существующих вариантов. Перспективы вхождения России в ВТО и дальнейшее развитие торговых связей, открытие внутренних водных путей для прохода судов под иностранным флагом и значительное увеличение объемов перевозок грузов требуют скорейшего решения этого вопроса. Пока выносится решение о строительстве второй нитки Волго-Донского канала, ФГУ Волго-Донское ГБУВПтС принимает все меры по предельной оптимизации работы действующих мощностей гидротехнического комплекса для обеспечения бесперебойного прохождения судов и транспортировки максимально возможного количества грузов. С этой целью поэтапно, без прекращения судопропуска, реализуются мероприятия Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России 2002-2010 гг.» по реконструкции механического и энергетического оборудования шлюзов, аварийно-ремонтных затворов, крепления напорного фронта плотин водохранилищ, капитальному ремонту бетона и агрегатов межшлюзовой ГЭС Волгоградского гидроузла, техническому перевооружению насосных станций канала, модернизации систем технологической связи. В рамках программы за 2002-2007 освоено 435 млн. руб.
|