О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Выпуск № 11



Главная страница / Пресс-центр / Газета СПП ВО / Выпуск № 11 / Химии разработали стратегию

Химии разработали стратегию

После длительного периода спада производства в 1999 году наметился  подъем отрасли. За последние шесть лет объем производства химической продукции увеличился в 1,43 раза. Рост производства в 2006 году к уровню 2005 года, по оценке, составит 103,3%.
Несмотря на общий рост показателей работы химической отрасли, уже с 2000 года специалисты отмечают тенденции к замедлению темпов роста и снижения рентабельности производства. Недостаток инвестиций в 1991—1998 годах привел к замедлению или прекращению строительства производственных мощностей, в том числе около 40 объектов на базе комплектного импортного оборудования. Таким образом, определившееся еще в СССР отставание технического, технологического и экономического уровней химических производств от соответствующих показателей развитых стран еще более усилилось и составляет, по экспертной оценке, 15—20 лет.
Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года разработана в соответствии с поручением правительства Российской Федерации от 19.01.2005 г. № АЖ-П9-188 «О проектах стратегий развития отдельных отраслей»  и Методическими рекомендациями Минэкономразвития России по их разработке.
По мнению властей, реализация этой стратегии даст возможность увеличить объемы производства качественной социально-ориентированной продукции и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка в химикатах и новых материалах, расширить ассортимент выпускаемой продукции (на 20—25% ассортимент композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей). Кроме того, в рамках реализации планируется увеличить объемы экспорта продукции по сравнению с 2005 годом на 25—30% к 2010 году и на 35—40% к 2015 году; осуществить эффективное импортозамещение и снизить зависимость внутреннего рынка от влияния зарубежных компаний, сократив экономически необоснованный импорт химикатов, для производства которых в стране имеются необходимые предпосылки (доля импорта в 2015 году по сравнению с 2005 годом должна уменьшиться по СМС с 13,1 до 4,9%, пластмасс и синтетических смол с 26,4 до 15,2%, шин всех типов с 26,7 до 16,3%. При этом планируется увеличить долю наукоемкой и с высокой добавленной стоимостью продукции, осуществить качественные изменения в отраслевой и видовой структуре химического комплекса в направлении сокращения удельного веса сырьевых производств (в 2015 году рост объема производства автомобильных шин по отношению к показателям 2005 года должен составить 191,7%, синтетических каучуков и латексов — 152,7%, пластмасс и синтетических смол — 197,5%, а сырья для их производства: этилена — 193,7%, пропилена — 167%.
Удельный вес технологий, соответствующих мировому уровню, планируется довести до 30—50%, объем промышленной продукции, выпускаемой по ресурсосберегающим технологиям, повысить на 20—25%. В рамках стратегии развития отрасли должны быть обеспечены  требования экономической и экологической безопасности, восстановлено производство химических и нефтехимических материалов, обеспечивающих технологическую независимость России в оборонном комплексе. Реализация программы будет содействовать решению проблемы эффективного использования природных ресурсов (по сравнению с 2005 годом увеличится использование углеводородного сырья для химических производств в 1,8 раза, в том числе этана — в 4,7 раза, прямогонного бензина — в 1,8 раза, сжиженных углеводородных газов — в 1,6 раза), развитию высокотехнологичной транспортной инфраструктуры с целью увеличения объемов и безопасности транспортировки химических грузов, а также способствовать развитию регионов, формированию взаимосвязанных региональных комплексов (кластеров).
Предприятия химической и нефтехимической промышленности размещены практически во всех федеральных округах. Наибольшее развитие отрасль получила в четырех  из них: Центральном (24,4% — в объеме производства химического комплекса РФ),  Южном (10,4%), Приволжском (43,5%)  и  Сибирском (11,2%) округах. В Центральном, Южном и  Сибирском федеральных округах предполагается сохранение специализации и развития действующих производств на основе использования прогрессивных  ресурсосберегающих технологий.
Намечен рост и  сохранение специализации сложившихся производств в Татарстане (полимерная химия, продукция основного органического синтеза), Башкортостане (полимерная химия, продукция основного органического и неорганического синтеза, хлорорганическая продукция), Пермской  (минеральные удобрения, продукция основного органического и неорганического синтеза), Самарской  (полимерная химия, минеральные удобрения) и Нижегородской областях (хлорорганическая, а также продукция органического и неорганического синтеза) и других.
В целом по химическому комплексу России за анализируемый период существенных территориальных сдвигов, особенно в восточную зону страны, не предполагается, что связано с дефицитом инвестиционных ресурсов и  усилением влияния транспортного,  трудового  и  энергетического факторов.
За пределами сроков реализации стратегии после развития в Восточной Сибири нефтегазового комплекса, прокладки газо- и нефтепроводов в Китай и создания необходимой инфраструктуры целесообразно предусмотреть развитие химических производств с целью повышения эффективности переработки углеводородного сырья.
В качестве критериев и индикаторов достижения ожидаемого результата определены такие факторы, как:
— объем производства химической и нефтехимической продукции. Целевое значение данного показателя увеличится по сравнению с 2005 годом в 2,4 раза и составит в  2015 году (оптимистический вариант) — 1250 млрд рублей в сопоставимых ценах 2004 года ($39,4 ). Для сравнения: значение этого показателя в среднем по группе ЕС составляет $1619 млрд, в США — $405 млрд, в Японии — $178 млрд.
— доля продукции химической и нефтехимической промышленности в общем объеме промышленного производства. Значение данного показателя возрастет с 5,4% в 2005 году до 6,2% в 2015 году;
— производство важнейших видов продукции на душу населения. Производство пластмасс и синтетических смол на душу населения прогнозируется в 2015 году в  объеме  58  против  23 кг/чел.   в  2005 году, химических волокон и нитей — 3,5  и 1,1 кг/чел., синтетического каучука — 15 и 8,3 кг/чел. соответственно. В индустриально развитых странах значения этих показателей, за исключением производства синтетических каучуков, в настоящее время в 2—4 раза превышают отечественные показатели.
В настоящее время решение отдельных вопросов развития химической и нефтехимической промышленности нашло отражение в программах федерального уровня по разделам  «Развитие инфраструктуры», «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды», «Новая экономика»; в национальных проектах.
Наиболее весомый вклад химический комплекс должен внести в обеспечение выполнения национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Реализация проекта потребует прежде всего резкого увеличения производства изделий из полимерных материалов для строительства — профильно-погонажных изделий, а из них — оконных переплетов, труб для водо- и газоснабжения, линолеума, отделочных панелей, листов, пленок и других изделий. Реализация проекта «Здоровье» потребует со стороны химического комплекса увеличения производства биоразлагаемых полимеров и волокон; коагулянтов и дезинфицирующих средств (для очистки и обеззараживания питьевой воды и сточных вод).
Кроме того, равитие отрасли нашло отражение в инвестиционных проектах отдельных корпораций и предприятий: инвестиционные проекты развития  компаний (в основном экспортеров), являются составной частью стратегии, однако  в большинстве своем они носят корпоративный (прикладной) характер и не решают проблемы комплексного развития отрасли в целом. Участие химических предприятий и научных организаций в данных программах и проектах носит локальный характер, как правило, речь идет о разработке какого-либо продукта или технологии и не связано с развитием химической отрасли в целом. Разделяя риски с бизнесом, государство должно сосредоточиться на развитии таких направлений, которые обладают наукоемкими технологиями, дают возможность сохранить накопленный научно-технический и производственный потенциал. К ним относятся такие направления, как малотоннажная химия, химические волокна и нити, катализаторы и каталитические технологии, химические реактивы и особо чистые вещества, ингибиторы, модификаторы и другие, без которых невозможно функционирование, как самого химического комплекса, так и всех других секторов экономики.
Координацию комплексного развития химической и нефтехимической промышленности предлагается осуществлять посредством разработки и реализации следующих ведомственных  целевых программ:
1. «Ведомственная целевая программа по развитию производства полимерных материалов и сырья для них».
2. «Ведомственная целевая программа по развитию производства продукции малотоннажной химии для гражданских отраслей промышленности».
3. «Ведомственная целевая программа обеспечения конкурентоспособными химическими материалами строительного комплекса и коммунального хозяйства».
4. «Ведомственная целевая программа обеспечения гражданских отраслей промышленности конкурентоспособными видами химических волокон и нитей».
5. «Ведомственная целевая программа инновационного развития химического комплекса на долгосрочную перспективу с целью реализации национальных приоритетов России».
Важное значение для достижения целей и приоритетов стратегии имеет осуществление институциональных преобразований. Анализ институциональной структуры в химической промышленности показывает, что процесс преобразования государственных унитарных предприятий и организаций в акционерные общества в основном завершен, за исключением ФГУП, имеющих стратегическое значение.
Процесс приватизации будет продолжаться и далее. К 2010 году он будет закончен, и в госсекторе экономики останутся государственные унитарные  предприятия,  разрабатывающие и изготавливающие  продукцию, находящуюся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающие национальную безопасность государства; осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных задач; осуществляющие деятельность, предусмотренную федеральными законами исключительно  для государственных унитарных предприятий.
Для реализации стратегии потребуется за счет всех источников финансирования по реалистическому варианту 1693,9 млрд рублей, в том числе на первом этапе (2007—2008 гг.) — 229,5 млрд рублей, на втором этапе (2009—2010 гг.) — 345,3 млрд рублей и на третьем этапе (2011—2015 гг.) — 1119,1 млрд рублей. Источники финансирования — собственные средства предприятий — около 60% и привлеченные средства — около 40%. Собственные средства предприятий будут формироваться как за счет прибыли, так и за счет амортизации примерно в равных долях. Доля бюджетных средств незначительна. Из федерального бюджета она составляет менее одного процента (6,87 млрд рублей за весь период), в том числе 4,8 млрд рублей для проведения НИОКР.


 

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog