О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Выпуск № 6



Главная страница / Пресс-центр / Газета СПП ВО / Выпуск № 6 / Преференции для развития

Преференции для развития

Вопросы социально-экономического развития Юга России обсуждаются на всех уровнях власти и общества. Южный федеральный округ остро нуждается в новых производствах – легко контролируемых в вопросах налогообложения предприятиях промышленной сферы и новых стабильных рабочих местах. Активную работу в этом направлении ведет и Российский союз промышленников и предпринимателей. Формирование предложений по законодательному и нормативному обеспечению экономического развития страны, и созданию привлекательных условий для отечественных и зарубежных инвесторов являются одним из приоритетов в деятельности Союза. Очевидно, что одним из эффективных механизмов привлечения инвестиций, в том числе и в организацию новых производств на территории ЮФО, является предоставление различных льгот и гарантий. Наибольший эффект может дать освобождение вновь созданных производств от налога на прибыль и налога на имущество на период окупаемости проекта.

Необходимо отметить, что налоговая преференция должна предоставляется в виде полного освобождения от налогообложения налогом на прибыль доходов от вновь созданного на территории ЮФО производства на период окупаемости проекта. Кроме того, на период окупаемости проекта, новым производствам на территории ЮФО целесообразно, предоставить льготы в виде освобождения основных средств от налога на имущество организаций.
Стоит особо подчеркнуть, что вышеуказанные льготы необходимо предоставлять именно для вновь созданного производства, а не для организации, инвестирующей средства. Такая форма налоговой преференции позволит льготировать только новые доходы и только новое имущество, что в результате не повлечет снижения уже существующих налоговых поступлений в бюджет ЮФО, а так же прямо не повлечет снижения налоговых поступлений в бюджеты иных федеральных округов РФ.
Для предоставления налоговых льгот форма организации нового производства значения не имеет – оно может быть организовано как в форме нового самостоятельного юридического лица, так и в форме территориально обособленного или находящегося на территории организации  подразделения уже существующей организации.
Важно отметить, что предлагаемые налоговые преференции ни в коей мере не отразятся на размере уже имеющихся налоговых поступлений, так как предметом льготирования являются новые (будущие) доходы предпринимателей и вновь созданное (приобретенное) имущество.  
Для недопущения получения преференций проектами, не отвечающим целям введения льготы, целесообразно введение общего критерия размера нового производства – объем инвестиций в новое производство должен составлять не менее 30 млн рублей, а количество рабочих мест, создаваемых в рамках нового производства, должно составлять не менее 100. Учитывая непростую экологическую обстановку новое производство должно строго отвечать действующим нормам экологического законодательства. Новое производство должно относиться к сфере материального производства согласно Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ).
Для избежания возможного злоупотребления правом на льготу отдельными предпринимателями, предельный срок ее предоставления необходимо ограничить тремя годами. Такое ограничение сделает бессмысленным искусственное затягивание сроков окупаемости проекта, а так же стимулирует предпринимателя к созданию высокорентабельного и эффективного производства. На такой же срок необходимо ограничить и право на льготу по налогу на имущество.
Для недопущения с одной стороны возможности коррупции, а с другой стороны излишней бюрократизации, процедура согласования инвестиционных проектов может осуществляться одновременно двумя независимыми органами. В качестве первого органа предлагается соответствующий профильный комитет Российского союза промышленников и предпринимателей, в качестве второго органа – соответствующее подразделение администрации Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе. Только при наличии двух положительных заключений инвестиционных проект считается согласованным и является основанием для предоставления налоговых льгот. Таким образом, несоответствующие целям льготирования инвестиционные проекты отсеиваются еще на стадии согласования проекта.
Безусловно, ведение новых налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество потребует внесения прямых изменений в Налоговый кодекс РФ и контроля соблюдения условий инвестиционного проекта налоговыми органами.
По существу аналогичная льгота существовала в российском налоговом праве с 1999 до 2002 года (Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»). Практика применения данной льготы в целом давала положительные результаты. В настоящее время аналогичные льготы вводятся и в ряде субъектов РФ (в том числе и на территории ЮФО). Однако ограничение льготы только в части региональных бюджетов снижает заинтересованность инвесторов, а отсутствие механизмов контроля фактического использования льготы целям ее предоставления приводит к необоснованным потерям региональных бюджетов. 
Важно отметить и то, что предоставление льгот по ряду других налогов видится малоэффективным. К примеру, освобождение нового производства от НДС не принесет реальной выгоды предпринимателю, так как создание нового производства предусматривает приобретение значительного количества основных средств, при приобретении которых НДС уплачивается предпринимателем продавцам или на таможне. Освобождение продукции нового производства от НДС не позволит предпринимателю принять данный НДС по основным средствам к вычету, что на начальных этапах развития нового производства может полностью нивелировать эффект от такой налоговой льготы. Кроме того, предоставление такой налоговой льготы создаст неразрешимые трудности с ее налоговым администрированием.
Так же предоставляется нецелесообразным освобождение оборудования, ввозимого из-за рубежа для нового производства, от таможенных пошлин. Действующим российским законодательством предусмотрено достаточное количество таможенных преференций для организаций, инвестирующих средства в российскую экономику, как по критерию происхождения капитала (освобождение иностранных инвесторов), так и по видам оборудования для отдельных отраслей экономики.
По мотивам экономической неэффективности и правовой целесообразности так же не рассматривается вопрос о предоставлении льгот по налогу на землю, транспортному налогу, единому социальному налогу и т.д.


 

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog