14.04.11 Наша позиция по вопросам энергетики и тарифов
В феврале 2011 года электроснабжающие организации одноразово подняли тарифы на поставляемую электроэнергию в несоразмерном соотношении к коэффициенту-дефлятору ВВП. Этим многократно превышен прогноз Правительства о росте цен на энергоресурсы для внутренних потребителей на 15% к концу года, как о мере, призванной обеспечить прибыли для развития энергетики. Стоимость электроэнергии, покупаемой на оптовом рынке, в зависимости от ценовой зоны выросла на 200-300%, а тариф на передачу - до 500% относительно 2007г. Анализ реализации пилотных проектов по совместной с промышленными предприятиями эксплуатации теплоэлектростанций в Волгоградской области выявил значительные резервы в сдерживании роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, как для населения, так и для промышленных предприятий. При этом стоит отметить перспективную невостребованность значительной части собственной, региональной генерации на оптовом рынком. Электрические станции в Волгоградской области изначально строились по «титулу» промышленного энергоснабжения, а затем были переданы в Министерство энергетики. Камышинская ТЭЦ-2 была построена для обеспечения энергоснабжения Камышинского хлопчатобумажного комбината. Две ТЭЦ г. Волжского — для обеспечения электроэнергией промышленного узла г.Волжского. ТЭЦ-3 - для ОАО «Каустик», а ВолгаГРЭС - для ВОАО «Химпром». Эксплуатация последних двух «пар» (станция – предприятие) позволила снизить затраты предприятий на электроэнергию до 50% при сохранении рентабельности самой генерации и обеспечении всех текущих затрат электрической станции. При этом стоит отметить, что ВолгоГРЭС, работая в таком режиме, обеспечивает население Кировского района г. Волгограда тепловой энергией на 15-20% дешевле, чем от котельных. В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным разрешить подключение к объектам генерации потребителей, находящихся в одном с данной станцией регионе, а также пересмотреть требования взимания платы за подключения на территориях, имеющих избыточную мощность. В противном случае предприятия будут вынуждены создавать собственные генерации (подобные примеры уже далеко не единичны, в т.ч. в Волгоградской области), а генерирующие компании - сокращать избыточные мощности. Как следствие - выпадающие доходы сетевые компании перераспределят на население и оставшиеся промышленные предприятия, а последние, в свою очередь, окажутся на грани остановки, а их рабочие на грани увольнения. Возникнут дополнительные риски сетевых компаний в виде неплатежей, т.к. население потеряет объективную возможность оплачивать новые тарифы при такой модели. Запланированное удорожание только по электроэнергии изымет не менее 25% прибыли из промышленного сектора экономики. А ведь скачкообразное удорожание происходит и по газу, и по теплу, и по иным монопольным услугам. Эти факторы создают дополнительные риски для российской индустрии в преддверии вступления России в ВТО, где электроэнергия обходится во многих странах-конкурентах значительно дешевле, чем в России. Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, требует немедленного вмешательства со стороны федеральных структур, т.к. затрагивает интересы как промышленности, так и населения РФ. Поэтому все упомянутые факты и предложения были оформлены в виде официальной позиции. Она обсуждалась региональным промышленным сообществом и была изложена на совместном заседании Союза промышленников и предпринимателей Волгоградской области и Совета директоров 25 марта 2011г. В дальнейшем эта позиция передана В.Ю. Алекперову, руководителю компании «Лукойл» и комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, для того, чтобы эти вопросы, возможно, были рассмотрены и решены заинтересованными ведомствами.
|