Сбалансированное социально-экономическое развитие регионов как один из целевых ориентиров развития Российской Федерации характеризуется уменьшением дифференциации в уровне и качестве жизни населения в различных регионах.
Это достигается в результате проведения государственной региональной политики, нацеленной на создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона путём преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества.
Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из следующих основных принципов:
скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию зон опережающего экономического роста на территории страны с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
оказание дополнительной финансовой поддержки регионам на условиях сокращения дифференциации уровня социально-экономического развития регионов и проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой в соответствующих сферах деятельности федеральных органов исполнительной власти;
применение механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов российской Федерации и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий и созданию максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.
Инновационная и социальная ориентация регионального развития
Инновационный и социальный векторы долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе проявляются в:
развитии научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
формировании территориально-производственных кластеров (не менее 6-8 до 2020 года), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
формировании территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии на ранее неосвоенных территориях;
образовании и развитии туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
развитии крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
значительном снижении межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением.
Инновационно- и социально-ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым зонам развития, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
В период до 2017 года региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся:
крупнейшие российские агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций;
крупные города-центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств (с растущей долей обрабатывающих отраслей, ориентированных преимущественно на внутренние рынки), но пока еще недостаточно поддерживается притоком населения и инвестициями;
территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, рост которых менее устойчив и зависит от конъюнктуры цен, но значительные бюджетные ресурсы позволяют поддерживать человеческий капитал и инфраструктуру;
порты центральной и южной части России, через которые проходят основные грузо- и пассажиропотоки;
территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами.
При этом важнейшее значение будет иметь «инфраструктурный эффект» формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры. На востоке страны такой сценарий даст выборочный толчок развитию городов с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала.
В этот период необходимо поддержать развитие Северного морского пути, имеющего ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности северных регионов страны, освоения природных ресурсов Арктики.
В период начиная с 2017 года существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные зоны опережающего экономического роста, к которым относятся:
индустриальные зоны Поволжья и Урала, на территории которых развиваются ресурсодобывающие и перерабатывающие высокотехнологичные отрасли;
города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, портовые города Севера и Дальнего Востока;
новые зоны освоения природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Сахалине, их переработки в Нижнем Приангарье, Южной Якутии, Читинской области, зоны добычи и переработки водных биоресурсов на Дальнем Востоке;
туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием.
Экономическое развитие России будет опираться на углубляющуюся интеграцию с мировой экономикой, мощную инфраструктурную связь с рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона через развитую систему международного транспортного сообщения, прежде всего, I, II, IX панъевропейских транспортных коридоров и евроазиатских (Север-Юг, Запад-Восток, Транссиб, Приморье-1, Приморье-2) транспортных коридоров, а в перспективе также Северный морской путь.
Для реализации инновационно- и социально-ориентированного сценария регионального развития, экономического потенциала регионов, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, принципиально важно решить следующие задачи.
1. Развитие федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.
Процесс направления бюджетных капитальных инвестиций в объекты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их взаимная увязка в территориальном разрезе с учетом определенных настоящей Концепцией перспективных направлений развития регионов.
Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны содержать четкую последовательность выполнения взаимно увязанных в пространстве и во времени мероприятий, направленных на реализацию соответствующих долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, с указанием сроков и объемов финансирования применительно к конкретным объектам.
Федеральные целевые программы должны задавать ориентиры для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности они призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.
2. Применение особых режимов тарифного, финансово-кредитного, налогового (в исключительных случаях - таможенного) регулирования для особо депрессивных или геополитически значимых территорий.
В отношении особо депрессивных (в частности, Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край, Чукотский автономный округ) или геополитически значимых (в частности, Калининградская область) территорий требуется установление системы особых налоговых, таможенных, тарифных, кредитно-финансовых и иных преференций (в том числе путем создания особых экономических зон), формирующих благоприятные условия для направления частных инвестиций в развитие приоритетных экономических специализаций и сохранения традиционно сложившегося социального профиля территорий.
3. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предоставление средств федерального бюджета на оказание финансовой поддержки бюджетам субъектам Российской Федерации (субсидий) должно осуществляться на единых, прозрачных условиях соблюдения рекомендуемых стандартов реализации софинансируемых полномочий. Распределение субсидий должно осуществляться между отраслями экономики и секторами социальной сферы с учетом приоритетов, определяемых исходя из настоящей Концепции, а между субъектами Российской Федерации - по единой методике исходя из уровня бюджетной обеспеченности, обеспеченности объектами социальной и производственной инфраструктуры и на условиях реализации преобразований, предусмотренных долгосрочными программными документами развития отраслей экономики и социальной сферы.
Необходимо создание стимулов для региональных и местных властей к эффективному осуществлению полномочий и использованию финансовых ресурсов, максимальной реализации экономического потенциала территорий (оценка эффективности деятельности региональных и местных властей по конечному результату, поощрение отказа регионов и муниципалитетов от финансовой помощи через дифференциацию уровня их самостоятельности и мер контроля).
Одновременно должен быть установлен жесткий контроль за целевым расходованием бюджетных субсидий, основанный на оценке результата - достижения установленных показателей обеспеченности населения соответствующими услугами и экономического роста. Неисполнение обязательств региональных властей должно влечь применение мер ответственности, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также прекращение субсидирования из средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на срок до изменения их руководителей.
Необходимо также расширить круг делегированных полномочий, передав на региональный уровень осуществление всех исполнительно-распорядительных полномочий Российской Федерации, непосредственно не связанных с вопросами обороны, безопасности, охраны правопорядка, национальными интересами и специальными режимами, с тем, чтобы нарастить возможности и повысить ответственность региональных органов власти за комплексное развитие территорий.
Одновременно должны быть установлены регламенты и критерии эффективности исполнения переданных полномочий, организован контроль за их исполнением, предусмотрены меры ответственности за ненадлежащее исполнение полномочий, включая политическую ответственность руководителей субъектов Российской Федерации.
4. Рост территориальной мобильности населения и преодоление депопуляции.
Реализация этой задачи требует, в первую очередь, содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих в странах ближнего зарубежья и иностранной рабочей силы в регионы с прогнозируемой потребностью в трудовых ресурсов, а также создания экономических условий для миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы.
Развитие регионов России
Центральный федеральный округ
Преимуществами Центрального федерального округа являются наличие крупнейшего экономического центра – Московской агломерации, концентрация управленческих, научно-образовательных, транспортно-логистических функций, финансовых потоков, человеческого потенциала, сравнительно развитая инфраструктурная сеть, выгодное географическое положение на пересечении международных транспортных коридоров. К преимуществам округа также относятся наличие благоприятных климатических условий и качественные почвенные ресурсы Черноземья, соседство с Украиной и Республикой Беларусь как стимул для развития внешней торговли, в том числе приграничной.
Основным ограничениям развития регионов, входящих в состав Центрального федерального округа, являются нерациональная система расселения, что, в свою очередь, определяет дефицит пропускной способности транспортной сети и мощности энергетических и инженерных систем, повышенную нагрузку на окружающую среду.
В этой связи ключевое значение для развития Центрального федерального округа имеет формирование в системе столичной агломерации новых мест расселения с высокой транспортной доступностью, комфортной малоэтажной застройкой, высоким качеством жизни и инфраструктуры для ведения бизнеса, что создаст условия для деконцентрации сервисных и управленческих функций, размещения высокотехнологических производств, образовательных и научно-инновационных центров, среди которых выделяются Дубна, Черноголовка, Зеленоград, Обнинск. Это потребует развития сети высокоскоростных автомобильных и железнодорожных магистралей (по направлениям на Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Смоленск, Воронеж), системы кольцевых (соединительных) дорог, а также обеспечения устойчивого энергоснабжения столичной агломерации, сохранения «зеленого пояса» Москвы и улучшения природной среды агломерации.
Москва будет развиваться как крупнейший российский научно-образовательный, инновационный, административно-управленческий, культурно-исторический, финансовый центр. Значение столицы как ключевого транспортно-логистического узла возрастет за счет формирования системы авиахабов, развития международных и российских полимагистральных транспортных коридоров, транспортной сети, связывающей административные центры субъектов Российской Федерации в составе Центрального федерального округа с г.Москвой. Особую роль играет развитие западного полимагистрального направления, связывающего столичную агломерацию и всю страну с основными торговыми партнерами в Европе, что требует дополнительного обустройства пунктов пропуска через государственную границу с Республикой Беларусь.
Серьезный импульс экономическому развитию округа даст укрепление промышленного сектора городов-центров сопредельных с Московской областью регионов, которое будет достигнуто как перемещением столичных промышленных предприятий, так и созданием новых многопрофильных обрабатывающих производств с ориентацией на емкий рынок Московской агломерации в условиях повышения пропускной способности железнодорожных магистралей и скорости сообщения на них, формирования системы хордовых дорог. Профиль этих производств в определенной степени будет определяться исторически сложившими и естественно-природными специализациями, географическим положением регионов.
Для Ярославской агломерации приоритетами являются развитие машиностроения и производства автокомпонентов, химической промышленности, научно-образовательного комплекса. К этой агломерации тяготеют Костромская и Ивановская области, в которых перспективы связаны, соответственно, с лесопереработкой и формированием текстильного кластера (при условии его переориентации на производство малосерийной продукции с высокой добавленной стоимостью).
Во Владимирской и Тверской областях сложились условия для развития машиностроения, в Рязанской области существует база для машиностроения, нефтепереработки и агропромышленного комплекса, в Тульской области – для машиностроения, металлургии, химической и полиграфической промышленности. В Калужской области продолжат развитие автомобилестроительный кластер и высокотехнологические производства (включая электронику). В Смоленской области накоплен потенциал для развития ювелирной промышленности и производство электрооборудования для военно-промышленного комплекса; пограничное положение Смоленской и Брянской областей дает возможность поддержать их развитие путем организации таможенных зон.
Приоритетные направления развития регионов Центрально-Черноземной зоны связаны с использованием их природоресурсной базы – плодородных земель и рудных запасов Курской магнитной аномалии.
Агропромышленный комплекс этих регионов будет развиваться по мере расширения рынков сбыта пищевой продукции (сахара, растительного масла, муки, молочной и мясной продукции, др.) в крупнейшие центры потребления (прежде всего, города Москву и С.-Петербург), которые пока ориентированы на импорт пищевой продукции, а также применения современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, включая производство биотоплива.
Инновационный вектор развития горнодобывающей и металлургической отраслей в Белгородской, Курской и Липецкой областях, авиационной промышленности и машиностроения в Воронежской области связан с применением новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и качества продукции.
Туристско-рекреационный потенциал округа связан с формированием единого туристического комплекса на базе городов «Золотого кольца» и иных исторических городов и уникальных объектов историко-культурного наследия, а также развитием инфраструктуры делового туризма в центрах деловой активности округа.
Для интеграции регионов Центрально-Черноземного зоны в глобальную экономику и развития приграничного сотрудничества требуются повышение уровня их транспортной связности между собой и Московской агломерацией путем развития транспортной коммуникации Москва – Воронеж, увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций южного направления, а также развитие железнодорожного сообщения Орел-Курск-Ростов-на-Дону, Орел-Курск-Белгород – далее до границы Российской Федерации с Украиной, дополнительные объемы энергоресурсов, развитие приграничных пунктов пропуска.
Северо-Западный федеральный округ
Преимущества Северо-Западного федерального округа определяются наличием в его составе второй по величине городской агломерации страны – города Санкт-Петербурга, географическим положением - соседством с развитыми странами Европейского Союза и выходом к важнейшим морским торговым путям, включая Северный морской путь, а также наличие ресурсной базы для топливной, металлургической, химической и лесной отраслей. Особое место в Северо-Западном федеральном округе занимает эксклавная Калининградская область, структура экономики которой изменилась под влиянием режима особой экономической зоны.
Однако реализация экономического потенциала Северо-Западного федерального округа сдерживается низким уровнем внутренней связности округа из-за слаборазвитой инфраструктуры и редкой сети городов, в особенности, в северной части округа.
Стратегия развития округа основана на использовании накопленного инновационного потенциала Санкт-Петербургской агломерации, а также выгодного местоположения для транзита экспортной продукции и развития импортозамещающих отраслей экономики; в северной части округа - на освоении природных ресурсов на длительную перспективу с расширением транзитных функций и развитием городов-центров, связывающих слабоосвоенную территорию.
Санкт-Петербург обладает потенциалом развития как центра инноваций, информационных технологий, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств; в нем усиливается концентрация финансовых, банковских и образовательных услуг. В долгосрочной перспективе потенциал развития агломерации Санкт-Петербурга будет расширяться на всю территорию Ленинградской области, а также на Псковскую и Новгородскую области.
Перспективы промышленного роста Северо-Западного федерального округа связаны, в основном, с развитием в системе Санкт-Петербургской агломерации высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности - военно-промышленного комплекса, судостроения, автомобилестроения, приборостроения и электротехники, а также химии, деревообработки, пищевой отрасли. В среднесрочной перспективе производство автомобилей и автокомпонентов, биофармацевтика могут войти в число лидирующих отраслей при значительной модернизации с помощью иностранных инвестиций. Особую роль играет развитие судостроения, включая оборудование для добычи нефти и газа на шельфе, на базе военно-промышленного комплекса Архангельска и Северодвинска.
В восточной части округа выделяется Вологодско-Череповецкая агломерация, развитие которой связано с металлургическим и химическим производством, машиностроением, пищевой, лесной и лесоперерабатывающей промышленностью.
В Карелии в перспективе возможно формирование лесопромышленного кластера на базе существующих лесопромышленных комплексов и целлюлозо-бумажных производств в районах Петрозаводска, Сортавалы, Медвежьегорска, Костомукши.
Туристско-рекреационный потенциал Северо-Западного федерального округа значителен и разнообразен; эта специализация окажет заметное влияние на развитие территорий: Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области и Карелия образуют историко-культурный кластер, природные ландшафты Карелии и Валдая могут служить основой для развития экологического туризма, зона Финского залива и Калининградская область имеют потенциал для развития приморской рекреации. Сравнительная близость к основным российским и европейским туристическим рынкам создают условия для развития туристических маршрутов по известным историко-культурным объектам Севера (Соловецкие острова, исторические городов Русского Севера - Каргополь и иные). Для стимулирования развития рекреационных услуг необходимо развитие сети автомобильных дорог, морских и озерных причалов. В перспективе возможно более активное туристическое освоение территорий Крайнего Севера (Северный полюс, Земля Франца-Иосифа, архипелаг Шпицберген).
Определяющими специализациями северных регионов округа являются добыча и транспортировка природных ресурсов. На территории Мурманской области будет развиваться горно-добывающая (на базе апатитов, нефелинов, руд черных и цветных металлов), металлургическая и газоперерабатывающая промышленность (на базе сырья газоносных шельфовых месторождений Баренцева моря и в перспективе – всей западной части Арктики) с транспортировкой продукции с высокой добавленной стоимости, а также сырья через мурманский порт на мировые рынки.
Архангельская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ образуют ведущую ресурсную зону всей европейской части России. Ее развитие связано с добычей и транспортировкой углеводородов, угля, рудного сырья Тимано-Печорской провинции и нерудного сырья месторождения им. М.В.Ломоносова, продукции лесопромышленного комплекса, который формирует перспективный территориально-производственный кластер, включающий лесозаготовку, деревообработку, целлюлозо-бумажное и лесохимическое производство).
Преимущества приграничного положения и выхода на страны Европейского Союза должны усиливаться развитием международных транспортных коридоров. Необходимо комплексное развитие транспортной системы Санкт-Петербургской агломерации - формирование транспортно-логистических узлов (авиахаба на базе аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге, портов в Финском заливе с соответствующими специализациями и инфраструктурой, обустройство пунктов пропуска через государственную границу), строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, соединяющего Большой морской порт Санкт-Петербурга с Кольцевой автомобильной дорогой и сетью автомобильных дорог в Российской Федерации, завершение строительства скоростной автомагистрали и развитие скоростного железнодорожного сообщения Москва-Санкт-Петербург-Хельсинки для интеграции зон экономического роста крупнейших агломераций друг с другом и европейскими странами, а также обеспечение этих зон роста дополнительными энергоресурсами.
Важное значение имеет строительство и реконструкция автодорожных подходов к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам, направленные на расширение возможности увеличения пропускной способности действующих морских портов на территории Северо-Западного федерального круга, расположенных в зоне плотной застройки городов и не имеющих территориальных ресурсов для дальнейшего развития (в том числе морские порты Санкт-Петербурга, Мурманска, Архангельска). На Севере важное значение имеет строительство участка железной дороги, которая свяжет Пермь и Архангельск.
Важное значение для развития Северного экономического региона имеет создание государством условий для направления частных инвестиций в техническую и технологическую реновацию базовых отраслей: морской добычи нефтегазовых ресурсов, целлюлозно-бумажной отрасли, лесозаготовки и лесопереработки, прежде всего в Архангельской области и Республике Коми (с восстановлением сырьевой базы лесозаготовок в районах с более развитой транспортной инфраструктурой), рыбной отрасли (с обеспечением прозрачности процессов добычи, переработки и реализации водных биоресурсов, обновлением технического ресурса рыболовецкого и транспортного морского флота, основных фондов и технологий в области переработки рыбной продукции).
Большинство городских поселений Европейского Севера России монофункциональны, их развитие зависит от конъюнктуры мировых цен на минеральные и лесные ресурсы и применения государством мер поддержки развития сервисных и инфраструктурных отраслей при одновременном стимулировании миграций избыточного населения из монопрофильных городских поселений с целью снижения рисков безработицы при ухудшении конъюнктуры цен на сырье. Исключением является центр атомного судостроения в Архангельской области, имеющий стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.
В отношении эксклавной Калининградской области необходимы специальные меры поддержки развития и интеграции в экономику Европы и России путем развития импортозамещающих отраслей, улучшения институциональных условий для экспорта собственной продукции, упрощения и удешевления транзита через территорию сопредельных государств.
Южный федеральный округ
Преимуществами Южного федерального округа являются исключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами. Мощный импульс развитию региона придаст проведение в 2014 году Олимпийских игр в Сочи.
Ограничениями для развития регионов, входящих в состав Южного федерального округа, являются неоднородность уровня развития субъектов Российской Федерации, слабая инфраструктурная обеспеченность, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов, значительная доля трудных для освоения горных территорий, угрозы проявления экстремизма и терроризма.
Перспективы развития северо-западной части округа (Ростовская область) связаны с Ростовской агломерацией (Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Азов и города восточного крыла Донбасса), отраслями специализации которой являются транспортное, энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, металлургия, добывающая промышленность (уголь), транспортно-логистический комплекс, а также секторы новой экономики (информационные технологии, научно-образовательный комплекс, инновационные транспортные технологии).
Центрами развития Азово-Черноморской части ЮФО становятся агломерации Новороссийск-Анапа-Геленджик (рекреационно-курортный комплекс и туризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов, нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство), Сочи-Адлер-Туапсе (рекреационно-курортный комплекс и туризм), Краснодар-Армавир-Горячий Ключ-Кропоткин (машиностроение, рекреационно-курортный комплекс, транспортно-логистические услуги, агпромышленный комплекс).
Потенциал развития Северного Кавказа определяется курортно-рекреационными ресурсами и агропромышленным комплексом Ставропольского края, возможностями развития туризма и рекреации (горный туризм) в республиках Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная-Осетия-Алания, перспективами освоения каспийского побережья республики Дагестан (курортно-рекреационный комплекс, нефтедобыча, портовый транспортно-логистический комплекс).
Республики Чечня и Ингушетия являются зоной восстановления экономики с перспективной специализацией в нефтедобыче и нефтепереработке, промышленности строительных материалов.
Центрами промышленного развития зоны нижнего течения Волги выступают Волгоградская агломерация (металлургия, химия, машиностроение, научно-образовательный комплекс, транспортно-логистический узел, агропромышленный комплекс) и Астрахань (судостроение, нефтедобыча, нефтепереработка, агропромышленный комплекс). Экономические перспективы республики Калмыкии связаны с переходом на современные технологии выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции в ее традиционной специализации - агропромышленном комплексе.
Приволжский федеральный округ
Преимущества Приволжского федерального округа определяются сравнительно благоприятными климатическими условиями, географическим положением, развитой инфраструктурой, развитой диверсифицированной производственной базой и сетью поселений, наличием квалифицированных кадров и системы их воспроизводства.
Ограничения развития Приволжского федерального округа связаны с недостатком ресурсной базы, напряженной экологической ситуацией, технологической отсталостью и высоким износом традиционно имеющей ключевое значение для экономики регионов округа индустриальной базы, недостатка мостовых переходов через р.Волгу.
Развитие северной части Приволжского федерального округа (Пермский край, Республика Удмуртия и Кировская область) определяется потенциалом традиционных отраслей специализации (машиностроительный комплекс, включая оборонные отрасли, лесопромышленный комплекс, химия и нефтехимия). Эти базовые специализации дополняются отдельными центрами черной и цветной металлургии, ядерно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности. Сложившиеся интеграционные связи со Свердловской областью (горнорудная база, транспортный транзит, машиностроение), а также перспективные связи с ресурсными регионами северо-запада – республикой Коми и Архангельской областью (ресурсная база) во многом определят дальнейшие направления развития этой части территории округа. Наилучшие предпосылки для формирования новой экономики сосредоточены в Пермской агломерации, где активно развиваются машиностроение, химия и нефтехимия, научно-образовательный комплекс, транспортно-логистический комплекс.
В качестве отдельных зон округа выделяются республики Татарстан и Башкортостан.
Центрами опережающего развития республики Татарстан являются Казанская агломерация с развитым авиастроением, нефтехимией, транспортно-логистическим комплексом и научно-образовательной сферой (Казанский университет и отраслевые институты), а также восточный промышленный узел (Елабуга, Набережные Челны, Менделеевск), основными секторами экономики которого являются нефтехимическая и химическая промышленность, имеющий особые перспективы автомобилестроительный кластер.
Потенциал экономического развития республики Башкортостан определяется традиционными специализациями Уфимской агломерации (нефтепереработка, нефтехимия, машиностроение), инновационное развитие которых будет опираться на научно-образовательный комплекс, а также промышленной агломерации Стерлитамак – Салават – Ишимбай с ориентацией на химическую и нефтехимическую промышленность и оборонное машиностроение. При этом экономика восточной части республики Башкортостан тесно интегрирована с экономикой Челябинской области, опирающейся на горнорудно-металлургический комплекс и туризм.
В каждой республике традиционно развитое сельское хозяйство определяет формирование современного агропромышленного кластера.
Потенциал юга Приволжского федерального округа определяется развитием Самарско-Тольяттинской агломерации с развитым автомобилестроением, авиационно-космическим машиностроением, станкостроением, нефтедобычей, нефтепереработкой, нефтехимией, транспортно-логистическим узлом, научно-образовательным комплексом, опирающимся на систему отраслевых исследовательских институтов, и туристско-рекреационным сектором.
Приволжские территории Саратовской области (Саратов, Балаково) становятся зоной опережающего развития юго-запада Приволжского федерального округа со специализацией на машиностроение, химию, обеспечение транспортного транзита, агропромышленный комплекс. Центрами роста становятся Ульяновск, в котором будут развиваться машиностроение и высокотехнологичный ядерно-промышленный комплекс, и Пенза с специализацией на машиностроение.
Основу развития юга-восточной части Приволжского федерального округа (Оренбургская область) составляют металлургия, добыча нефти и газа, газопереработка, а также сельское хозяйство.
Многофункциональным центром развития северо-западной части округа (Нижегородская область, республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл) является Нижегородская агломерация, экономика которой сочетает как традиционные отрасли (все виды транспортного машиностроения, металлургия, химия и нефтехимия, научно-образовательный комплекс, транспортно-логистический узел), так и секторы новой экономики (информационные технологии, фармацевтика, туризм, инновационные транспортные технологии). Центрами роста становятся также Саранск (электротехника), Чебоксары (машиностроение), Йошкар-Ола (ВПК).
Уральский федеральный округ
Преимуществами Уральского федерального округа является диверсификация промышленной структуры входящих в его состав регионов при более высокой доле отраслей, производящих экспортную продукцию и опирающихся на собственные сырьевые ресурсы, а также наличие нескольких крупных полифункциональных агломераций – Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени.
Экономическое развитие округа сдерживают постепенное истощение сырьевой базы; удаленность от рынков сбыта, играющая особую роль для транспортировки сырья; накопленный экологический ущерб природной среде многих промышленных регионов.
Приоритеты экономического развития севера Уральского федерального округа связаны с формированием нефтегазохимического кластера, который образуется на базе нефтедобычи на месторождениях Тарко-Салинской зоны и газодобычи на месторождениях Уренгойской зоны (ЯНАО), нефтогазохимических производств ХМАО и Тюмени. Инновационный вектор развитию кластера придаст создание высоких технологий в этой сфере на базе Тюменского инновационного центра нефти и газа.
Перспективы развития округа определяются, прежде всего, разработкой газоносных месторождений полуострова Ямал, а также реализацией проекта «Урал промышленный – Урал полярный», в рамках которого предстоит освоение восточного склона Урала (руды черных, цветных и драгоценных металлов, уголь, кварц, лесные ресурсы) с последующей глубокой переработкой сырья на металлургических, горно-обогатительных, машиностроительных предприятиях южного Урала.
Развитие южного Урала связано также с агропромышленной специализацией этой зоны (отдельные районы Тюменской и Курганской области) – производством продукции овощеводства, животноводства, зерна, которое ориентировано на внутреннее потребление в округе.
Создание инновационных продуктов и высоких технологий в научно-инновационных центрах «ОЭЗ Троицк», «Титановая долина», города Снежинск-Озерск даст импульс развитию базовых специализаций крупнейших уральских агломераций – городов Екатеринбурга и Челябинска – машиностроения и приборостроения, металлургии, химии на инновационной основе с формированием перспективных территориально-производственных кластеров.
Для реализации экономического потенциала Уральского федерального округа необходимо развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечивающей повышение внутренней связности территории и интеграции в глобальную экономику, прежде всего, полимагистральных коридоров Урал-Поволжье-Центр и Урал-портовые регионы, межрегиональных транспортных коммуникаций – железнодорожного сообщения Пермь – Сыктывкар и Екатеринбург – Курган, автомагистрали Екатеринбург – Челябинск – граница Российской Федерации с Казахстаном.
Уральский экономический регион призван стать крупным промежуточным центром в трансевроазиатском коридоре мировой торговли (Западная Европа – Юго-Восточная Азия - Америка), что требует развития международных транспортных узлов, прежде всего, авиахаба в Екатеринбурге. Необходимо также обустройство и развитие системы пограничных пунктов пропуска в приграничных регионах Южного Урала для стимулирования торговли со странами СНГ и снижения нелегальной миграции.
Сибирский федеральный округ
Преимуществом Сибирского федерального округа является высокая обеспеченность природными и энергетическими ресурсами, наличие развитой индустриальной базы высокого человеческого потенциала.
Реализацию экономического потенциала округа сдерживают суровые климатические условия, низкий уровень развития инфраструктуры и слабая заселенность северной и восточной частей Сибири. Внутренняя экономическая связность округа низка, входящие в его состав субъекты Российской Федерации существенно различаются по условиям ведения хозяйства, структуре экономики (северные ресурсодобывающие и южные аграрно-промышленные с преобладанием обрабатывающих отраслей) и по уровню социально-экономического развития. Условия для развития обрабатывающей промышленности, транспортная освоенность и заселенность округа хуже по сравнению с Европейской частью России.
В западной части Сибири выделяется инновационно-промышленная зона с центрами в Новосибирске, Томске и Омске с диверсифицированным развитием всего спектра обрабатывающих производств, включая химию, нефтехимию и машиностроение, на основе научно-образовательного потенциала, приоритеты которого составляют биогенетика и биотехнологии, медицина и фармацевтика, информационные, промышленные и ядерные технологии.
Внутренняя связность транспортной сети западной Сибири и ее интеграция в общую транспортную систему будет повышена за счет развития, главным образом, железнодорожного сообщения между региональными центрами и авиахаба в новосибирском транспортном узле.
Развитие Южной Сибири (юг Новосибирской и Омской областей, Алтайский край и Республика Алтай) обусловлено традиционной агропромышленной специализацией, а также наличием значительных и уникальных туристско-рекреационных ресурсов. Возможности развития новой экономики представлены формирующимся био-фармацевтическим кластером Алтайского края. Южносибирская зерновая зона входит в число крупнейших в стране, но высокие транспортные тарифы сдерживают реализацию зерновой, мукомольной и мясомолочной продукции за пределами региона.
Перспективы развития Кузбасса определяются его угольными запасами и металлургическими производствами, близкими с основными специализациями Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса – тепло-гидро-электронергетикой, добычей и глубокой переработкой угля, в том числе его газификацией и ликвификацией, химией и нефтехимией.
Особое значение для развития Сибирского федерального округа приобретает Красноярская агломерация, которая, поддерживая традиционные для нее специализации – химию и нефтехимию, машиностроение, цветную металлургию, деревообработку, транспортно-логистические и научно-образовательные функции, одновременно сосредотачивает управление развитием и освоением территорий сопредельных регионов.
Экономический потенциал Республик Хакасия и Тыва определяется наличием сырьевой базы для развития металлургии, однако реализация этого преимущества в Республике Тыва сдерживается низкой обеспеченностью уровнем транспортной и энергетической инфраструктуры.
Отдельным центром экономического роста становится Нижнее Приангарье, на территории которого формируется промышленно-энергетический комплекс по добыче и глубокой переработке цветных и редких металлов, топливных, лесных и иных природных ресурсов. Развитие этого комплекса в силу географических, природных, экономических факторов тесно связано с развитием индустриальной зоны на северо-западе Иркутской области, где сосредоточены лесная и лесоперерабатывающая промышленность, добыча и глубокая переработка рудных полезных ископаемых, в том числе драгоценных металлов, металлургия. В совокупности с зоной добычи рудных полезных ископаемых в западной Якутии, и зоной прокладки трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» эти территории образуют единый пояс освоения природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.
Центром постиндустриального развития округа стала Иркутская агломерация, в которой сосредоточены нефтепереработка и нефтехимия, алюминиевая промышленность, обогащение урана, авиастроение, производство строительных материалов, лесопереработка, научно-образовательная деятельность, создание информационных технологий, транспортно-логистические функции.
Развитие восточной части Сибирского федерального округа связано с освоением природных богатств Забайкалья (Республика Бурятия и Забайкальский край) – широкого спектра минерально-сырьевых ресурсов с их транспортировкой на внутрироссийский рынок и в Китай.
Уникальный природный объект мирового значения – озеро Байкал, обуславливая особый режим природопользования прилегающей территории Иркутской области и Бурятии, одновременно формирует значительный туристический и рекреационный потенциал этой территории, реализации которого способствуют создаваемые особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Горные ландшафты Саян создают дополнительные возможности для развития туризма в округе.
Для реализации экономического потенциала Сибири необходимо транспортное и энергетическое обеспечение комплексного развития всех крупных городских агломераций (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул) как опорного каркаса расселения в «коридоре» от Поволжья до Дальнего Востока с учетом укрепления международного железнодорожного транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, обустройства пограничных переходов на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном.
Вследствие постоянного удорожания транспортного сообщения и поддержания жизнедеятельности периферийных территорий с очаговым расселением и сокращающейся численностью населения (Республика Тыва, Забайкалье, север Красноярского края и Иркутской области) требуется проведение целенаправленной государственной политики, направленной на создание рабочих мест и экономически благоприятных условий для проживания населения.
Дальневосточный федеральный округ
Приоритетные экономические специализации субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа определяются, богатством округа природными (рыбными, лесными, нефтегазовыми, минеральными) ресурсами, а также выгодным географическим положением в части близости к странам АТР, однако, как и в Сибири, сдерживающими факторами развития округа выступают суровые климатические условия, низкий уровень развития инфраструктуры и малонаселенность.
Опорным каркасом развития Дальневосточного федерального округа являются основные транспортные коридоры в южной части округа, а также крупнейшие городские агломерации Владивостока и Хабаровска, вместе с Сахалинской областью образующие Тихоокеанскую экономическую зону.
Импульс развитию Владивостокской агломерации даст проведение предстоящего саммитом АТЭС-2012, что в совокупности с ролью Владивостока как восточных океанских ворот России в значительной мере определяет приоритетные специализации агломерации. Приморье призвано выступить как стратегический транспортно-логистический комплекс, включающей портовую сеть и международный авиационный узел; получит развитие рыбохозяйственный кластер, включающий добычу и переработку водных биоресурсов, судостроение и судоремонт; будет востребовано производство строительных материалов. Основу развития туризма составит создание игорной зоны, сервисно-туристического комплекса, в том числе на о.Русский.
Для Хабаровской агломерации, включающей Комсомольск-на-Амуре в качестве перспективных специализаций выступают авиастроение, судостроение, добыча и переработка лесных ресурсов и полезных ископаемых. Будет развиваться экономическая интеграция Хабаровской агломерации с Якутией, основой чему послужит укрепление нефтегазоперерабатывающего и металлургического кластеров в Хабаровске на базе переработки полезных ископаемых месторождений Якутии с последующей транспортировкой продукции с высокой добавленной стоимостью на рынки стран АТР. Сохранится роль Хабаровска как крупного транспортно-логистического центра.
Владивостокская и Хабаровская агломерации станут крупнейшими научно-образовательными центрами, задающими вектор инновационного развития приоритетных экономических специализаций Дальнего Востока с ориентацией на освоение океана и природных богатств, поддержку международных связей и логистики, экспорт образовательных услуг.
Перспективы развития островной зоны Дальневосточного федерального округа - Сахалина и Курильских островов - связаны с формированием биоресурсного кластера, основу которого составят добыча и переработка водных биоресурсов, а также с добычей, переработкой и экспортом, прежде всего, на рынки стран АТР продукции нефтегазового сектора, что, в свою очередь, создает условия для развития портового комплекса.
Направления экономического развития Якутии определяются ее значением как природной кладовой Дальнего Востока, богатой всеми видами полезных ископаемых. В этой связи на территории Якутии выделяются зона добычи рудных полезных ископаемых, включая драгоценные металлы, на базе Томпонского горнопромышленного района, зона добычи топливно-энергетических ресурсов на базе Талаканского, Чаядинского, Среднеботуобинского нефтегазоконденсатных и Отрадненского газоконденсатного месторождений, зона глубокой переработки этих ресурсов на юго-западе Якутии, зона развития алмазодобывающей промышленности на западе Якутии.
В условиях высокой депрессивности расположенных на северо-востоке округа регионов – Чукотского автономного округа, Магаданской области, Камчатского края - наряду с их обеспечением транспортной и энергетической инфраструктурой потребуется применение особых мер тарифной, налоговой и таможенной политики для стимулирования притока инвестиций в развитие естественно-природных специализаций этих территорий (добычу угля, нефти, золота).
Особых мер тарифного регулирования, в том числе и на компенсационной основе, потребует и энергетический сектор, особенно в регионах, не входящих в объединенную энергосистему «Восток».
Развитие портов различной специализации (Владивостока, Находки, Ванино, Советской Гавани) и железнодорожного транспорта позволит нарастить транзит грузов как между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, так и внутри страны.
Необходима достройка в кратчайшие сроки автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск с продлением ее до Приморского края, обеспечивающей выход в западные регионы страны, строительство автомобильной дороги, связывающей Чукотку с автомобильными дорогами Магаданской области и Якутии, а также завершение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. С учетом низкой внутренней транспортной связности территории Дальневосточного экономического региона необходимо формирование системы авиахабов и аэропортов регионального значения, развитие водного транспорта для отдалённых, изолированных и островных территорий (Курильские и Командорские острова, Сахалин, отдельные части Камчатского и Чукотского полуостровов).
Стратегической задачей является повышение транспортной доступности, в том числе в экономическом отношении, Дальнего Востока, что требует оптимизации транспортных тарифов на пассажирские перевозки авиационным и железнодорожным транспортом.
Для реализации сырьевых проектов на Сахалине (а в более отдаленной перспективе и в других районах шельфа Охотского моря) и в Якутии необходимо строительство экспортного трубопровода на восток. Вокруг этих проектов должны формироваться кластеры предприятий, обслуживающих нефтегазовую отрасль, и новые высокооплачиваемые рабочие места.
На основе уникальных природных ландшафтов Камчатки, Приморья, Курил значительные перспективы имеет развитие морской рекреации, экологического и экстремального туризма.
|