|
Главная страница / Пресс-центр / Новости членов и партнеров |
30.04.2013 Система аккредитации набирает обороты
24 апреля в на площадке РИА Новости состоялось совещание по вопросам формирования единой национальной системы аккредитации в России. В мероприятии приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов и Министр РФ Михаил Абызов
Член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Марина Блудян в своем выступлении отметила, что необходима масштабная ревизия органов по подтверждению соответствия и международное признание российских результатов процедур подтверждения соответствия. Она подчеркнула, что сейчас эксперты по сертификации одновременно числятся в 10–20 органах по сертификации. Необходима профессиональная подготовки лиц, участвующих в аккредитации и в оценке соответствия. Она также отметила, что важно принять решение о создания в России института государственной аттестации экспертов по аккредитации: « Стоят задачи усиления масштабного надзора на рыке аккредитации. Необходим эффективный рыночный надзор. Нам надо создать службу единого окна, где сертификаты выдаются в одном окне. Необходимо создать Общественный совет при Росаккредитации, куда должны войти представители общественных объединений. Важно назначить постоянно действующую рабочую группу и создавать «черные списки». Если попался недобросовестный эксперт по сертификации или организация, которая занимается аккредитацией, их необходимо включать в «черные списки». Важно очищать этот рынок и делать это немедленно». Вице-президент РСПП, Председатель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Председатель совета директоров ОАО «Трубная металлургическая компания» Дмитрий Пумпянский , говоря о решении проблем в области аккредитации, отметил, что приоритетом является создание единой национальной системы аккредитации органов по оценке соответствия, которые должны соответствовать международным нормам: «Пока российские системы аккредитации только формируются, международного признания у нас нет». Он подчеркнул необходимость усиления функциональной ответственности Росаккредитации: « Важно внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях с наделением должностных лиц Росаккредитации правом проведения административных расследований. Сегодня у них такого права нет. Необходимо, безусловно, и усиление роли правоохранительных органов в этой борьбе. Не выборочно, а тотально усиливать их роль и в уголовном законодательстве. Также необходимо создать интегрированную информационную систему, которая будет содержать сведения о всех выдаваемых сертификатах соответствия, регистрировать декларацию соответствия – сквозная последовательность, от начала до конца. Борьба с фальсифицированной продукцией должна координироваться в рамках Евразийской экономической комиссии. Росаккредитации не хватает интеграции с экспертным сообществом, поэтому я полностью поддерживаю создание Общественного совета при федеральной службе по аккредитации и думаю, что его должен возглавлять представитель промышленности. Российская промышленность очень ждет принятия российского закона об аккредитации, мы предлагаем Правительству обеспечить внесение изменений в законопроект после первого чтения в Государственной Думе». Первый заместитель Председателя Правительства России Игорь Шувалов в своём выступлении отметил, что вопрос аккредитации является одним из приоритетов для Правительства: «Это сложный проект, но мы его делаем. В 2013 году нужно разработать нормативную базу, нужен федеральный закон. Обсуждение на площадке Открытого правительства с экспертами и общественностью должны привести к созданию свежего федерального закона. Мы рассчитываем на помощь РСПП. Середина 2016 года – это срок, когда все должно начать работать». Игорь Шувалов также поддержал идею создания Общественного совета при Росаккредитации. Касательно выделения дополнительных средств в рамках реформирования системы аккредитации первый вице-премьер обозначил готовность в первую очередь финансировать создание единой интегрированной информационной системы, содержащей все данные об аккредитации в едином установленном формате: «Нужно создать сетевую организацию в масштабах страны, как, например, в налоговых органах. Правительство даст средства на ведение прозрачной системы онлайн: как проводится аккредитация, стандартизация, подготовка специалистов. Чтобы можно было отследить при помощи системы то, как аккредитация проходит. Чтобы при отказе в одном месте, нельзя было получить одобрение в другом». Также Игорь Шувалов призвал закончить работу над ФЗ об аккредитации в России к осени, а доработка всех подзаконных актов должна быть завершена к концу года. На совещании был затронут вопрос о создании межведомственной рабочей группы по вопросам аккредитации, в которую войдут представители Росаккредитации, МВД, Генеральной прокуратуры и других правоохранительных органов для координации действий по борьбе с мошенничеством в этой сфере. Руководитель Федеральной службы по аккредитации Савва Шипов обозначил основные направления дальнейшей работы: принятие законопроекта и всех подзаконных актов; совместная борьба правоохранительных органов с недобросовестными участниками рынка; повышение профессионального уровня экспертов по аккредитации, экспертов по сертификации и работников лабораторий; повышение качества работы Росаккредитации. Подводя итоги заседания, Министр РФ Михаил Абызов отметил: « Нам необходимо создавать ассоциацию добросовестных участников этой индустрии, которые бы активно включились в разработку стандартов, решение вопросов международного взаимодействия. С одной стороны – борьба с негативными явлениям, а с другой стороны - формирование позитивной платформы. Это даст новое качество всей этой индустрии, в которой на самом деле оборот составляет более 700 млрд рублей – 1%ВВП ». Он также подчеркнул, что в ближайшее время Росаккредитация представит «дорожную карту», которая коснется изменений системы в целом на ближайшие 3 года: «Такая система должна гарантировать, что у нас не будет «левых» сертификатов, чтобы правоохранительные органы четко понимали, как они будут работать в этой системе. Для них это тоже в новинку – как им, к примеру, работать с общественными организациями. По неофициальным данным, нелегальный оборот торговли оценивается в сумму до 400 млрд рублей. Нам надо постоянно работать с правоохранительными органами». Как заявил министр, прошел только первый раунд обсуждений проблематики, что составляет примерно 25% от всего пути в рамках реформирования системы аккредитации, предстоит еще целый ряд обсуждений в формате Открытого правительства, в первую очередь касательно доработки проекта ФЗ, в том числе на заседаниях Общественного совета при Росаккредитации, который будет сформирован в ближайшее время. Видеозапись совещания - http://pressria.ru/media/20130424/601617961.html Напомним, что до создания Федеральной службы по аккредитации (ФСА) в октябре 2011 года все функции по аккредитации были разбросаны по различным федеральным органам исполнительной власти, требования к аккредитуемым были также различны и устанавливались органами власти самостоятельно. В октябре 2012 года вступило в силу постановление Правительства России «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации», а также образована Федеральная служба по аккредитации, которая находится в ведении Министерства экономического развития России. Согласно постановлению были установлены новые единые правила и детально расписана вся процедура аккредитации. Однако основной правовой документ, проект ФЗ «Об аккредитации в РФ» до сих пор не принят. Сейчас в России существует несколько видов аккредитации: * аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия согласно законодательству о техническом регулировании; * аккредитация экспертов и экспертных организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю; * аккредитация экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти на основании отдельных федеральных законов. Формирование единой и эффективной системы аккредитации невозможно без принятия закона об аккредитации, этот вопрос неоднократно обсуждался в формате Открытого правительства. Среди основных проблем, обозначенных экспертами: отсутствие прозрачных правил, единых для всех участников рынка; монополизация рынков услуг по оценке соответствия; низкий уровень безопасности из-за выдачи «липовых» сертификатов; отсутствие ответственности аккредитованных организаций за результаты сертификации; барьеры для выхода на внешние рынки из-за отсутствия международного признания.
Источник: Открытое правительство
|
|
|
|