|
Главная страница / Пресс-центр / Новости членов и партнеров |
23.11.2009 Что обсуждали на конференции «НЕФТЕГАЗСТАНДАРТ - 2009»
9–11 сентября в Казани состоялась IV Международная конференция «Практическое применение технических регламентов в нефтегазовом комплексе России» («НЕФТЕГАЗСТАНДАРТ - 2009»). Конференция, ставшая уже традиционной, была организована Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством промышленности и торговли РФ, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан, Рабочей группой Общественной палаты РФ по техническому регулированию и Межотраслевым советом по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе России. В работе конференции приняли участие более 250 представителей федеральных и региональных органов власти, ведущих международных и российских нефтегазовых компаний, отраслевых ассоциаций, научных и проектных организаций, российских и международных организаций по стандартизации. В центре внимания участников оказались проблемы разработки и практического применения технических регламентов, формирования фонда нормативных документов и сводов правил на базе обновления национальных и гармонизации международных стандартов. Кроме того, были рассмотрены вопросы организации взаимодействия нефтегазодобывающих компаний со смежными отраслями промышленности в части совместной разработки и расширенного применения новых стандартов, активизации участия российских компаний в разработке международных стандартов и расширения их применения на практике. Помимо этого, обсуждались вопросы, связанные с подготовкой ФЗ «О стандартизации» и «Об аккредитации в области оценки соответствия». Одними из ключевых на конференции стали вопросы практического применения технических регламентов: «О безопасности зданий и сооружений», «О требованиях пожарной безопасности», «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и других. Много внимания на конференции было уделено также изучению международного опыта стандартизации и технического регулирования. По итогам работы участниками конференции была принята резолюция, которая отражает проблемы и перспективы развития стандартизации в нашей стране. В ней содержится ряд конкретных предложений по наиболее актуальным вопросам стандартизации и технического регулирования не только в нефтегазовом комплексе России, но и смежных отраслях.
РЕЗОЛЮЦИЯ IV Международной конференции «Практическое применение технических регламентов в нефтегазовом комплексе России» («НЕФТЕГАЗСТАНДАРТ - 2009»)
В соответствии со Стратегией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предстоит до 2020 года обеспечить переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста. В реализации этой стратегии важная роль принадлежит техническому регулированию и стандартизации. Технические регламенты и стандарты в условиях рыночной экономики являются эффективным средством ускоренного внедрения передовых и инновационных технологий. За прошедшие два года наметилась положительная динамика в разработке технических регламентов. Существенную роль в этом сыграли принятые в 2007 году базовые поправки в Федеральный закон «О техническом регулировании». В закон было введено понятие доказательной базы регламентов и презумпции соответствия, что позволило на законодательном уровне определить соотношение регламентов и национальных стандартов (сводов правил). Это дало возможность оптимизировать количество разрабатываемых технических регламентов, усилить роль стандартизации в достижении целей разработки и исполнения регламентов. При этом активизировалась деятельность технических комитетов ТК 23, ТК31, ТК259, ТК 357 и ТК 431 по разработке национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, в том числе путем их гармонизации с международными стандартами. Заслуживает внимания положительный опыт разработки проектов технических регламентов «О безопасности машин и оборудования» и «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», которые подготовлены с учетом принципов «Нового подхода» и «Глобального подхода» ЕС к технической гармонизации и оценке соответствия, а также практики разработки аналогичных по сфере применения технических регламентов в странах СНГ. Вместе с тем остается широкий круг нерешенных проблем, препятствующих наращиванию темпов работ в данной области. Не созданы необходимые правовые и организационные условия для реализации федеральными органами исполнительной власти государственной политики в сфере технического регулирования. Нельзя признать эффективным действующий механизм планирования. Из-за отсутствия целевого подхода к подготовке программ не удается синхронизировать во времени весь комплекс работ по разработке технических регламентов и взаимосвязанных с ними нормативных правовых актов, национальных стандартов и сводов правил. Не в полной мере решены вопросы координации разработки технических регламентов ЕврАзЭС, сближения механизмов их рассмотрения, учёта особенностей национальных систем технического регулирования. Негативное влияние на этапе переходного периода оказывает дублирование деятельности ведомств, наделенных полномочиями осуществлять контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований. В свою очередь наличие многочисленных ведомственных разрешительных документов создает дополнительные технические барьеры для реализации продукции отечественными производителями и допуска ее на рынок. Принятие технических регламентов для нефтегазового комплекса неоправданно затягивается. Так, например, до настоящего времени не завершена разработка технического регламента «О безопасности производственных процессов и систем газоснабжения». Это отрицательно сказывается на безопасности ведения работ, экономии ресурсов, энергоэффективности производства и не позволяет существенно снизить уровень травматизма на предприятиях нефтегазового комплекса. Подготовка проектов отдельных технических регламентов для нефтегазового комплекса России осуществляется без надлежащего финансово-экономического обоснования, что создает значительные проблемы для их внедрения и существенно увеличивает издержки предприятий отрасли при переходе предприятий на выпуск продукции, соответствующей установленным требованиям. Характерным примером является разработка технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Принятие федеральными органами исполнительной власти технических регламентов в ряде случаев осуществляется без учета региональных, климатических, технологических и экономических особенностей Российской Федерации. Устанавливаемые техническими регламентами переходные периоды не всегда учитывают возможность создания в эти сроки необходимой нормативной правовой базы для вступления регламентов в силу. Не принимаются должные меры по экономическому стимулированию разработки и применению технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил. До настоящего времени не определен механизм финансирования разработки технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил на условиях частно-государственного партнерства. Средства, выделяемые на разработку регламентов, национальных стандартов и сводов правил не соразмерны затратам на оплату труда квалифицированных специалистов, проведение необходимых экспертиз (технической, правовой, лингвистической и др.). Не обобщена практика разработки и применения технических регламентов. Несовершенным является механизм публичного обсуждения технических регламентов. Отрицательно сказывается на темпах разработки технических регламентов сложившаяся практика их рассмотрения и согласования в федеральных органах исполнительной власти. Недостаточной является прозрачность работ по разработке технических регламентов. Ответственные за их подготовку министерства не публикуют сводки поступивших замечаний и предложений заинтересованных организаций по проектам технических регламентов на этапах разработки и согласования. Ранее созданные для этих целей сайты министерств и ведомств своевременно не актуализируются. Не создан «институт» профессиональных экспертов по техническим регламентам. Медленными темпами продвигается работа по созданию основополагающих методических документов, обеспечивающих единые подходы к разработке и согласованию технических регламентов, выбору форм и схем оценки соответствия, разработки базового комплекта нормативных правовых документов, необходимых для вступления в силу принятых технических регламентов. Таможенная и налоговая политика не стимулируют переход предприятий промышленности на выпуск качественной и безопасной продукции в соответствии с принятыми техническими регламентами.
РЕШИЛИ
1. Просить Минпромторг России актуализировать рекомендации по разработке технических регламентов и разработать рекомендации по применению технических регламентов, а также национальных стандартов (сводов правил), обеспечивающих соблюдение требований, установленных принятыми регламентами. 2. В связи с необходимостью создания доказательной базы соответствия продукции требованиям технических регламентов, повышения энергоэффективности, а также разработки национальных стандартов, обеспечивающих внедрение инновационной техники и технологий, просить Минфин России и Минэкономразвития России увеличить расходы федерального бюджета на финансирование разработки технических регламентов и национальных стандартов до 1.5-2 млрд. рублей. 3. С целью стимулирования участия бизнеса в разработке и внедрения современных национальных стандартов просить Минпромторг России разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменения в соответствующие статьи Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющего отнести затраты на стандартизацию к расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). 4. Просить Минпромторг России внести в Правительство Российской Федерации предложение о разработке Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» в целях уточнения сроков реализации реформы технического регулирования, учета региональных особенностей Российской Федерации при установлении обязательных требований к объектам технического регулирования и создания единого национального органа по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов. 5. В целях повышения законодательной роли стандартизации, как ключевого системного механизма по созданию конкурентоспособного уровня качества продукции и услуг отечественных товаропроизводителей предложить Минпромторгу России ускорить рассмотрение и представление в Правительство Российской Федерации проекта Федерального закона «О стандартизации». 6. Учитывая положительно зарекомендовавшую себя практику создания Межотраслевых советов по техническому регулированию и стандартизации, роль и влияние советов на процессы реформирования системы технического регулирования считать необходимым законодательно оформить их статус. 7. Просить Минпромторг России, Ростехрегулирование и РСПП подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании механизма допуска товаров на рынок, имея в виду сокращение числа выдаваемых разрешительных документов и устранение дублирования деятельности федеральных органов исполнительной власти, выполняющих контрольно-надзорные функции. 8. В целях исключения противоречий при разработке положений технических регламентов, касающихся оценки соответствия, предложить Ростехрегулированию разработать с учетом экономического анализа и европейской практики рекомендации по выбору рационального состава форм и правил оценки соответствия. 9. Одобрить в целом проект технического регламента «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», подготовленный в целях реализации Федерального закона «О техническом регулировании», разработанный с учетом принципов «Нового подхода» и «Глобального подхода» ЕС к технической гармонизации и оценке соответствия и технического регламента «О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов её переработки», разрабатываемого во исполнение решения Правительственной комиссии по техническому регулированию от 13 февраля 2009 года (протокол № 1) и имеющего важное значение для дальнейшего развития нефтегазового комплекса России. 10. Просить Минпромторг России подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения, предусматривающие закрепление принятых технических регламентов за соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разработку и реализацию ими программ по применению технических регламентов и осуществление деятельности по разъяснению положений технических регламентов. 11. Просить Правительственную комиссию по техническому регулированию обеспечить координацию разработки технических регламентов ЕврАзЭС в целях учета при их разработке национальных климатических, региональных и технологических особенностей и экономических интересов Российской Федерации. 12. Предложить РСПП инициировать обращение в Правительство Российской Федерации о доработке при участии РСПП технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», в том числе в целях приостановки действия пункта 18 технического регламента до установления количественной нормы для сероводорода, снятия временных ограничений по применению автобензина с октановым числом 92 и применения дифференцированного введения классов топлива по срокам и регионам Российской Федерации.
|
|
|
|
|
|