|
Главная страница / Пресс-центр / Новости членов и партнеров |
31.07.2008 На заводе «Красный Октябрь» отмечают 65-летие первой послевоенной плавки
31 июля 1943 года в 22 часа 15 минут смена опытного сталевара С.И.Козлова, состоящая из комсомольско-молодежной бригады Георгия Марченковского, дала первую сталь возрождаемого завода. Сердце стального гиганта забилось вновь. В феврале 1943 года Московская комиссия «Главспецстали» установила, что металлургический завода «Красный Октябрь» полностью лишился производственной базы: разрушены 2 мартеновских цеха – 15 мартеновских печей, 14 прокатных станов, все промышленные здания и сооружения. В результате жестокой бомбардировки и сражений, проходивших на территории завода, были уничтожены практически все бытовые помещения, подземные коммуникации, транспортная сеть. Масштабы разрушения трудно представить и описать, но в ходе разбора завалов были удивительные открытия. После того, как из пода мартеновской печи извлекли большое количество боеприпасов, взорам присутствующих открылась следующая картина: свод и стены печи были обклеены вырезками из журналов, здесь же лежали подушки и одеяла. Солдаты и ополченцы использовали мартен, как хорошо защищенные позиции и место отдыха в промежутках между боями. Первую 25-тонную печь № «0», или как ее ласково называли рабочие «нолик», восстанавливали своими силами. Не считаясь со временем, занимаемой должностью и профессией, люди трудились столько, сколько было необходимо, пока работа не была выполнена. Трудности подстерегали на каждом шагу. Для печки «0» не хватало огнеупоров, да и где их было взять? Выручала смекалка: своеобразным «складом огнеупоров» стала 14-я мартеновская 150-тонная печь. Ее построили до войны, но так и не успели пустить. Очередным этапом восстановления стала дымовая металлическая труба. Трудовой героизм решили отметить водружением на ее вершине красного флага. Но его не оказалось. Тогда флаг сшили из красных косынок заводчанок. И вот, казалось бы, все готово: разогрев новой печи провели в кратчайшие сроки, идя на обдуманный риск. При огромном количестве приглашенных в цех въезжает паровозик с шихтой. Но вдруг неожиданность – свисток на паровозе установлен выше заданных параметров, его срывает. Катастрофа! Давление в котле начинает падать, на исправление ошибки и замену времени нет. И тогда, не сговариваясь, без чьей либо команды, люди начинают грузить шихту вручную. Дальше все идет без эксцессов. Первая Сталинградская сталь получилась хорошего качества. Ее тут же разливают и разбирают на сувениры. Все это и многое другое на памяти у живого участника тех событий Георгия Федоровича Марченковского. Под руководством этого в будущем знаменитого металлурга 4 августа 1943 года была выпущена первая скоростная плавка, в сентябре – 15 скоростных плавок, в октябре -22. Сверх плана выдали 200 тонн метала. В 1943 году завод «Красный Октябрь» выплавил 14,5 тысяч тонн стали, пошел первый прокат. К концу 1944 года работало уже 8 мартеновских печей, было произведено 85,5 тысяч тонн стали и 78,5 тысяч тонн проката.
________________________________________________________________________________
Георгий Федорович Марченковский (р. 1917 г.) – прославленный металлург. После окончания с отличием Енакиевского металлургического техникума направлен на завод «Красный Октябрь», где проработал более 30 лет. Из них 23 года возглавлял мартеновский цех №2. 31 июля 1943 года фронтовая комсомольско-молодежная смена, возглавляемая Г.Ф. Марченковским, дала первую сталь возрождаемого завода. Принимал непосредственное участие в освоении качественных сталей и послевоенном возрождении завода. Награжден двумя Орденами Красного Знамени, орденами «Октябрьской революции», «Знаком Почета» и многочисленными медалями, в том числе серебряной медалью ВДНХ. Является обладателем трех патентов на изобретения.
За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста, в отдел по связям с общественностью ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь»: Тел.: (8442) 74-84-74; 74-80-66
|
|
|
|