О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

О нас



Главная страница / О нас / Позиция РСПП по ключевым вопросам

Позиция РСПП по ключевым вопросам

Позиция РСПП в отношении Проекта Основных направлений налоговой политики на 2008 – 2010 годы и предложениях по налоговому стимулированию диверсификации экономики

В Российском союзе промышленников и предпринимателей рассмотрен Проект основных направлений налоговой политики на 2008 – 2010 г.г. (далее – «Проект»).

По мнению РСПП, Проект не содержит мер налогового стимулирования промышленного производства. В связи с этим РСПП предлагает реализовать следующие меры налогового стимулирования, направленные на диверсификацию российской экономики.

При этом принципиальная позиция РСПП заключается в необходимости принятия комплекса мер, обеспечивающих поддержку перерабатывающих отраслей промышленности, а также в нецелесообразности стимулирования приоритетных отраслей промышленности за счет дестимулирования других.

Реформирование НДС

НДС является одним из основных налогов для отраслей, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью и с высокой степенью переработки сырья. Например, для предприятий машиностроения доля НДС в общих налоговых платежах превышает 40%. При этом самый высокий процент собираемости НДС - в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Например, в машиностроении он составляет 85-90% (по оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования).

Снижение НДС, как мера стимулирования диверсификации производства, имеет наиболее широкий охват предприятий и имеет целевую направленность на обрабатываю­щие отрасли. В этом смысле снижение НДС является единственной работоспособной мерой по диверсификации экономики, так как обеспечивает необходимый структурный эффект. По предварительным оценкам, снижение НДС до 13% уменьшит налоговую нагрузку в машиностроении на 12% по сравнению с уменьшением на 3% в нефтяном комплексе. Наибольший эффект от снижения НДС получат отрасли, создающие значительное число рабочих мест и проявляющие высокую инвестиционную активность. По оценке, снижение НДС вызовет ускорение роста промышленного производства на 0,2-0,5 проц. пункта.

В условиях 2008 г. снижение НДС до 13% приведет к высвобождению 650 млрд. руб. на предприятиях. Даже если на инвестиционные цели будет направлена половина этих средств, объем дополнительных инвестиций в экономике более чем в 2 раза превысит планируемый объем Инвестиционного фонда. Эти дополнительные средства обеспечат ускорение роста инвестиций до 13-14% в год.

Положительные структурные эффекты от снижения НДС не достигаются за счет альтернативных мер, таких как расширение инвестиционных льгот и увеличение Инвестиционного фонда. Инвестиционная льгота более выгодна предприятиям, уже осуществляющим инвестиции, и в меньшей степени стимулирует начало инвестиций. Снижение НДС оказывает влияние на все предприятия, независимо от их размера.

Проблемы с администрированием НДС усугубляют ситуацию для отечественных предприятий. Специфика НДС такова, что, чем больше звеньев в технологической цепочке добычи и производства продукции внутри крупного холдинга, тем выше издержки от некачественного администрирования НДС. В результате бизнесу просто невыгодно с финансовой точки зрения углублять переработку и создавать продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

Таким образом, в нынешнем виде НДС является серьезным дестимулирующим фактором для промышленных предприятий. Сравнительно высокая ставка налога в условиях необходимости проведения модернизации экономики (в Японии ставка НДС составляет 5 %, в Великобритании – 17,5%, в Канаде – 7% и 15%, в Германии – 16 %) снижает инвестиционную активность бизнеса, сдерживает технологическое перевооружение производств и приводит к росту незаконного возмещения НДС из бюджета, а некачественное администрирование НДС – к издержкам, связанным с отвлечением оборотных средств, проблемам финансового планирования и созданию конкурентных преимуществ для неплательщиков НДС. Фактически это означает отсутствие реализации на практике основополагающего принципа НДС по отношению к налогоплательщикам – его нейтральности.

Предложения Минфина России по совершенствованию налогового администрирования НДС заслуживают внимания в части изменения процедуры регистрации плательщиков НДС и информационного обмена налоговых и таможенных органов. Однако, как показывает правоприменительная практика, неспособность качественного администрирования НДС налоговыми органами вызвана не отсутствием тех или иных механизмов, а неспособностью использовать имеющиеся методы налогового контроля и приоритетом фискальной функции в деятельности ФНС России. Результатом исполнения задачи сборов как можно большего объема налогов любыми методами стала практика, когда налоговые инспекции получают изначально завышенные планы по сбору НДС, не имеющие под собой экономического обоснования, основанного на прогнозах хозяйственной деятельности зарегистрированных налогоплательщиков, и компенсируют их невыполнение отказом в возмещении НДС. Таким образом, предлагаемых мер недостаточно для обеспечения нейтральности НДС.

В связи с этим предлагается проблему НДС решать за счет одновременного

-                изменения методики планирования сборов НДС в предстоящем периоде, учитывающей информацию, предоставляемую налогоплательщиками в налоговые инспекции (анализ налогооблагаемой НДС базы с учетом получаемой от налогоплательщика информации);

-                снижения ставки НДС (до 10-13%) с возможностью ее унификации;

-                введения отсрочки для вновь вводимых производств по уплате НДС сроком до 36 месяцев при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ.

Предоставление «налоговых каникул» по налогам на прибыль и на имущество организаций для создаваемых производств

Предоставление налоговых каникул является эффективным механизмом стимулирования создания новых производств, а его адресность  снижает риски злоупотреблений. Государство, предоставляя налоговые каникулы, фактически отказывается от части прибыли в виде налоговых поступлений в пользу инвестиционной активности бизнеса. В сочетании с мерами по реформированию НДС это станет действенным стимулом создания и развития таких производств. Позиция государства о целесообразности использования налоговых каникул уже реализована при формировании экономических условий деятельности бизнеса в ОЭЗ.

Предлагается распространить конструкцию налоговых каникул на создание новых перерабатывающих производств, в том числе на предприятия, создаваемые для более глубокой переработки сырья.

Совершенствование налога на прибыль организаций и амортизационной политики

В настоящее время амортизационная политика не решает главной задачи, а именно не способствует обновлению фондов и преодолению технологического отставания.

Неэффективность амортизационных механизмов фактически дестимулирует модернизацию производства, приводит к увеличению сроков оборачиваемости капитала, а также к увеличению налоговых обязательств при исчислении налога на прибыль организаций. Это существенным образом снижает конкурентоспособность отечественных предприятий.

В связи с этим предлагается:

-          ускорить принятие концепции совершенствования амортизационной политики (готовится Минэкономразвития РФ);

-          предусмотреть механизм стимулирования инвестиций в обновление основных фондов, за счет сокращения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму капиталовложений производственного назначения и повышения коэффициента при применении ускоренной амортизации до 3;

-          пересмотреть состав амортизационных групп и сроки полезного использования оборудования в направлении их сокращения;

-          предусмотреть увеличение размера амортизационной премии для отдельных групп с учетом приоритетов экономического развития

-          рассмотреть возможность использования механизмов переоценки основных средств для целей налогообложения;

О контроле за трансфертными ценами

Ряд предложений Проекта противоречат ранее продекларированным направлениям государственной политики. В частности,   предложения ужесточить контроль за трансфертными ценами, применяемыми взаимозависимыми лицами внутри страны не соответствуют задачам по поддержке вертикально-интегрированных компаний, а их реализация способна привести к росту финансовой нагрузки на отечественные предприятия; нивелируется  ожидаемый  положительный эффект от снижения налоговой нагрузки в результате принятия закона, направленного на либерализацию налогообложения дивидендов и фактически ставится барьер на пути создания и развития холдинговых компаний в России.

Проблема использования трансфертных цен во многом была вызвана наличием внутренних оффшоров. В настоящее время эта проблема решена и риски применения трансфертных цен вызваны наличием регионов с пониженной ставкой по налогу на прибыль, а также созданием особых экономических зон с льготным налогообложением.

Неспособность же налоговых органов применить положения статьи 40 Налогового кодекса вызвана отсутствием необходимой информации о применяемых ценах. Однако концепция законопроекта, не содержит решений этой проблемы. Нормы, регламентирующие идентичность товаров практически не учитывают особенности реализуемой продукции. Предлагаемый механизм оценки рыночности применяемой цены с одной стороны крайне сложен, а с другой позволит предъявлять претензии  даже в случае незначительного отклонения цен от рассчитываемых на основании анализа цен, используемых другими участниками рынка. Кроме того, это означает необходимость тотального контроля со стороны государства за вертикально-интегрированными компаниями, а это всегда неэффективно и приводит к избирательному правоприменению.

При этом анализ международного опыта показывает, что трансфертные цены рассматриваются как альтернатива распределения налоговой базы по формуле в пределах группы. Институт контроля за трансфертными ценами появился для контроля за трансграничными сделками публичных и прозрачных транснациональных корпораций. Для его функционирования необходим эффективный рынок и законопослушные налогоплательщики. И даже там контроль за трансфертными ценами на практике себя не оправдывает, а остается пока лишь в силу практической сложности трансграничной налоговой консолидации главным образом из-за различий в правилах расчета налогооблагаемой прибыли.

В сочетании со значительным усложнением механизма контроля принятие концепции законопроекта в предложенном виде приведет только к дополнительным издержкам и для бизнеса, и для государства в результате необходимости администрирования изначально неэффективной системы.

Решить проблему использования трансфертных цен внутри страны и создать благоприятные условия для развития вертикально-интегрированных компаний может введение категории «консолидированный налогоплательщик», которая закрепит возможность распределения прибыли холдинговых компаний внутри себя по формуле.  Однако, соответствующие изменения в законодательство предлагается вносить только с 2009.

В связи с этим РСПП считает невозможным поддержать концепцию законопроекта о контроле за трансфертным ценообразованием и предлагает:

-          распространить контроль за трансфертными ценами только в отношении внешнеторговых операций между взаимозависимыми лицами по биржевым товарам;

-          предусмотреть введение категории «консолидированного налогоплательщика» и нормы о возможности заключения предварительных соглашений по трансфертным ценам с 1.01.2008 г.;

-          отдельно (вне рамок рассматриваемого законопроекта)  проработать вопрос о механизме консолидации налоговой отчетности для компаний входящих в группу и работающих в условиях льготного налогообложения.

Реформирование НДПИ

Неоднозначное определение в статье 337 Налогового Кодекса РФ понятия «добытое полезное ископаемое», «переработка», а также отсутствие в Налоговом кодексе РФ определения понятия «товарная руда», приводит к тому, что при расчете налога на добычу полезных ископаемых предприятия-недропользователи исходят из стоимости руды, непосредственно извлеченной из недр и первой по своему качеству соответствующей стандарту (техническим условиям) горнодобывающих предприятий, а налоговые органы – из стоимости продукции горно-обогатительных комбинатов, прошедшей полный технологический цикл (дробление, обогащение, технологический передел).

Конкретизация налогооблагаемой базы по НДПИ как стоимости добытого продукта, а не продукта переработки устранит различия в трактовке понятия полезного ископаемого горнодобывающими предприятиями и налоговыми органами при проведении расчетов по НДПИ, а также предотвратит отвлечение финансовых средств, которые могут быть использованы для модернизации производства, реализации крупных инвестиционных проектов, развития кадрового потенциала и социальной поддержки работников.

Налоговый контроль

В системе налогового контроля, помимо налоговых органов, ревизии и проверки на предприятиях также осуществляет Счётная палата Российской Федерации (статьи 12, 13 и 15 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации"). При этом законодательно не урегулированы временные рамки (периоды) таких проверок, не установлена процедура их проведения. Такие вопросы регулируются Регламентом Счётной палаты, который утверждается её Коллегией, т.е. самостоятельно, по своему усмотрению.

Акты Счётной палаты, составленные по результатам ревизий и проверок, не могут быть обжалованы заинтересованными лицами (статья 15 Федерального закона "О Счётной палате РФ").

Предлагается на законодательном уровне определить процедуру проведения Счётной палатой контрольных ревизий и проверок предприятий. Определить период, который может быть охвачен ревизией. Установить, что акты Счётной палаты, составленные по итогам ревизии или проверки, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Налоговое стимулирование создания и функционирования холдинговых компаний в России

Холдинговые компании создаются, как правило, в тех юрисдикциях, в которых для них создан режим наибольшего благоприятствования, предполагающий, в частности, специальное налоговое регулирование вопросов, связанных с созданием и деятельностью холдинговых компаний.

Уровень налогообложения доходов (полученных холдингом от реализации ценных бумаг (долей) в капитале дочерних компаний или в виде дивидендов) установленный законодательством РФ, можно в целом  охарактеризовать, как запретительный  не способствующий созданию холдингов в России, что имеет своим объективным следствием отсутствие, за очень редким исключением, международных холдинговых компаний, инкорпорированных в России.

Рассматриваемый Государственной думой РФ законопроект «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй НК РФ» (принят в первом чтении 4 октября 2006 года), направленный на изменение налогообложения налога на прибыль с дивидендов, не решает вопрос стимулирования создания холдингов в России.

Изменение налогообложения дивидендов, выплачиваемых в пользу холдинговой компании, является необходимым, но недостаточным условием формирования налогового режима благоприятствования для холдингов. Предлагаемые законодателем новеллы не затрагивают правил регулирования налогообложения доходов холдинговых компаний, полученных от продажи существенных долей (пакетов акций) в капиталах дочерних компаний (в том числе отчуждение в форме выплаты дивидендов акциями дочерних компаний). Между тем, освобождение от налогообложения таких доходов (при соблюдении разумных критериев существенности участия в капитале) является основной предпосылкой принятия решения о месте инкорпорации холдинговой компании.

Предлагаемое решение по снижению (в сравнении с действующим порядком) налогового бремени в отношении дивидендов, как получаемых холдингом от дочерних компаний, так и выплачиваемых им в пользу своих акционеров, не является универсальным и не может создать достаточной мотивации для строительства холдингов в России.       

Законопроектом установлены дополнительные ограничения, которые обуславливают применение льготного налогообложения дивидендов, выплачиваемых зарубежными дочерними компаниями (например, в виде предустановленных структуры доходов, уровня налогообложения доходов иностранной дочерней компании в размере не меньшем 16% от базы, рассчитанной по правилам  гл.25 НК РФ, что превышает обычный «национальный» уровень налогообложения доходов многих зарубежных дочерних компаний). Указанные ограничения объективно приведут к уменьшению размера дивидендных выплат в пользу российской холдинговой компании и, соответственно, к сокращению суммы финансовых средств, которыми обладает и распоряжается холдинг.

Для создания режима благоприятствования российским холдинговым структурам, налоговый режим дивидендов, выплачиваемых в пользу холдинга как российскими, так и зарубежными дочерними компаниями, должен быть, с одной стороны, универсальным (без дискриминационных дополнительных условий по отношению к зарубежным дочерним компаниям)  и, с другой стороны, значительно смягчен в части параметров существенности владения (т.е. размера доли в капитале и суммы инвестиционных вложений).

Ставка налога на дивиденды в размере 15%, выплачиваемые российской холдинговой компанией своим иностранным акционерам, также не способствует привлечению иностранных инвестиций в Россию.

В целях соблюдения разумного паритета интересов при выплате дивидендов холдингом в пользу своих акционеров следует рассмотреть возможность установления льготной (возможно нулевой) ставки налога на прибыль с дивидендов, выплачиваемых российской холдинговой компанией акционерам (независимо от места их жительства или инкорпорации и доли их участия в капитале) при ограничительном условии, например, что на дивиденды за календарный год направляется не более 50% чистой прибыли холдинговой компании.

Реформирование ЕСН

ЕСН вместе с НДС является наиболее обременительным налогом для производств, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, так как существенно увеличивает нагрузку на фонд оплаты труда. Кроме того, необходимость реформы ЕСН вызвана неспособностью действующей редакции 24 главы Налогового кодекса обеспечить социальные потребности населения, проблемами финансирования пенсионного фонда и фондов обязательного социального и медицинского страхования, что также сказывается на качестве социального обеспечения населения, а также издержками бизнеса при администрировании этого налога.

В связи с этим предлагается реформировать ЕСН в части:

-                предоставление льгот работодателям по программам дополнительного добровольного пенсионного и медицинского обеспечения своих работников.

-                разделения ЕСН на налоговый платеж и страховые взносы в фонды социального, медицинского и пенсионного страхования;

-                установления ставки налогового платежа на уровне, необходимом для финансирования базовых государственных социальных гарантий.

 

Природопользование и экология
РСПП поддерживает усилия правительства по упорядочению и повышению эффективности природоресурсной и природоохранной деятельности. Правительство в достаточной степени открыто для обсуждения проблем при разработке нового законодательства и РСПП будет активно использовать уже действующие механизмы консультаций в целях отражения интересов национального бизнеса в разрабатываемых законах.
В настоящее время в правительстве и Государственной Думе на разных стадиях рассмотрения и готовности находятся новые редакции Лесного, Водного кодексов, закона о недрах, разрабатываются поправки в экологическое законодательство. При всей прогрессивности разрабатываемых проектов, в них по-прежнему остается ряд положений, которые, не улучшая ситуации в сфере экологии и не упрощая для государства вопросов контроля над эффективным использованием природных ресурсов, накладывают на предпринимателей излишние издержки. Корректировка этих положений будет основной задачей РСПП в данной сфере.

Развитие технического регулирования
Промышленники, предприниматели, разработчики технических регламентов сталкиваются с серьезными проблемами.
Одним из наиболее существенных отличий российского Закона от аналогичных, принятых в странах Европы и СНГ, является сфера его применения.
Так, сфера деятельности российского закона распространена на безопасность процессов производства. В результате к вопросам технического регулирования начинают относить, в частности, вопросы охраны труда и техники безопасности, которые являются совершенно другим правовым полем.
Данная ситуация приводит, к увеличению административного давления на бизнес, замедляет процессы модернизации производства, неоправданно снижает производительность и увеличивает издержки, в конечном счете снижая конкурентоспособность отечественной промышленности.
Отдельным вопросом является отсутствие системности при реализации Закона, когда разрабатываются специальные технические регламенты, хотя не приняты общие технические регламенты.
В целях снижения уже обозначившихся общих рисков для бизнеса РСПП сосредотачивает усилия на выработке предложений по совершенствованию положений федерального закона «О техническом регулировании» и определению единой методологии его реализации.

Реформирование образования
Участие РСПП в приоритетном национальном проекте «Образование» призвано реализовать ряд социальных инициатив в партнерстве с государством и институтами гражданского общества. Оно предполагает отработку механизмов образовательного кредита, содействие в формировании в России бизнес-школ мирового уровня, организацию со стороны работодателей мониторинга качества образования как в высшем образовании, так и в начальном и среднем профессиональном образовании. РСПП также будет поддерживать создание сети ведущих университетов-лидеров, конкурентоспособных на мировом уровне.
РСПП будет работать над координацией спонсорской деятельности.
Деловое сообщество должно стимулировать развитие тех сфер и тех институтов, развитием которых государство занимается недостаточно активно, но от которых в решающей степени зависит качество общественного развития, скорость движения России в направлении создания зрелого правового государства с развитой и эффективной экономикой: это прежде всего институты гражданского общества, правоприменение и судебная практика, новые институты в социальной сфере (прогрессивные сдвиги в образовании, повышение качества здравоохранения), экспертные разработки по экономическим и социально-политическим вопросам, инновационная политика и т.д.
РСПП в рамках усиления работы по социальным инициативам будет в дополнение к докладам о состоянии бизнес-климата ежегодно публиковать обзор вклада бизнеса в социальную защиту граждан, где будут оцениваться социальные программы компаний и предприятий, расходы на заработную плату и в целом на социальную сферу (профессиональное образование, здравоохранение, отдых и т.п.).
Участие делового сообщества в приоритетном национальном проекте «Образование» предполагает:
разработку и апробирование механизмов внедрения образовательных кредитов (эксперимент о государственной поддержке образовательного кредитования на базе программы «Кредо»);
подготовку во взаимодействии с госструктурами законопроекта о господдержке образовательного кредитования (прежде всего в части субсидирования процентной ставки);
содействие формированию современной национальной системы профессиональных стандартов и непосредственное участие бизнеса в их разработке и сертификации;
партнерство бизнеса и образовательных учреждений в целях совершенствования управления образовательными комиссиями, проведение маркетинга услуг образовательных учреждений;
создание современной бизнес-школы международного уровня /проект «Российский Гарвард».

Развитие пенсионных систем
Основные цели и задачи рабочей группы РСПП по развитию пенсионных систем определены следующим образом:
• Распространение в бизнесе и обществе знаний о принципиальных основах построения в Российской Федерации страховой пенсионной системы, при паритетном участии работодателей и работника адекватной рыночному хозяйству.
• Подготовка предложений и позиции РСПП по развитию пенсионной системы в направлении перехода от патернализма к частно-государственному партнерству.
• Подготовка предложений и позиции РСПП по формированию правовой базы для развития в Российской Федерации страховой пенсионной системы, содержащей для работника и работодателя механизмы заинтересованности и ответственности за пенсионное обеспечение при усилении контролирующих и регулирующих функций со стороны государства.

Ответственное предпринимательство, нефинансовые отчеты
По мнению РСПП, нефинансовые отчеты могут служить инструментом улучшения качества управления компанией, а также средством повышения прозрачности ведения бизнеса; подобная практика полезна как для отдельных компаний, подтверждающих свою устойчивость, ответственность и конкурентоспособность, так и для делового сообщества в целом, вклад которого в социально-экономическое развитие страны необходимо доводить до сведения общества с целью повышению его доверия к бизнесу.
Организация ведения регистра нефинансовых отчетов поручена Президенту РСПП, а информирование бизнес - сообщества о создании регистра - региональным и отраслевым структурам Российского союза промышленников и предпринимателей. Для подготовки нефинансовых отчетностей РСПП рекомендует использовать рекомендации по разработке нефинансовых отчетностей, находящиеся в этом разделе.

Развитие корпоративного сектора
Являясь крупнейшим объединением предпринимателей, построенном на основе самоорганизации, РСПП призван разрабатывать принципы и нормы делового поведения, наделять их легитимностью посредством достижения их признания деловым сообществом и обществом в целом.
Содействуя повышению эффективности деятельности компаний, РСПП должен способствовать внедрению в практику международных стандартов в сфере корпоративного управления, финансовой отчетности, корпоративной социальной ответственности, стандартов качества; активно участвовать в деятельности международных органов, разрабатывающих и совершенствующих международные стандарты. В тех случаях, когда международные стандарты недостаточны, РСПП будет координировать разработку соответствующих национальных стандартов.
Существенные резервы обеспечения равных условий конкуренции заключены в развитии корпоративного законодательства. В завершающей стадии находится подготовка соответствующей правительственной концепции. РСПП будет как участвовать в доработке концепции и разработки законодательных инициатив в ее рамках, так и выдвигать и отстаивать собственные инициативы в этой сфере.
Главным приоритетом на данном этапе должно стать установление четких юридических рамок регулирования корпоративных конфликтов, цивилизованных механизмов слияний, поглощений и реорганизаций компаний, определение критериев аффилированности. По-прежнему не регламентировано использование инсайдерской информации, в результате чего на фондовом рынке регулярно происходит манипулирование ценами на акции. Иными словами – предстоит расчистить «площадку» для формирования благоприятной внешней среды предпринимательской деятельности, без чего становление в стране полноценной системы корпоративного управления вряд ли представляется возможным.

Роль бизнеса во внешнеэкономической политике России
Долгосрочная международная конкурентоспособность России невозможна без продвижения отечественного бизнеса на глобальных рынках. Одна из задач РСПП – взаимодействовать с органами государственной власти в целях запуска новых механизмов стимулирования роста и диверсификации экспорта. Необходимо добиваться создания системы государственных институтов поддержки экспорта, аналогичной по эффективности лучшим мировым образцам. РСПП будет активно участвовать в подготовке предложений по такой системе, эффективной в условиях российской экономики и современного состояния российского бизнеса.
Кроме того, РСПП будет содействовать выработке официальной позиции государства в отношении активов российского бизнеса за рубежом. Этот процесс набирает ход и он в интересах делового сообщества. Своего рода «зеркальным отражением» этого является необходимость для бизнес-сообщества иметь собственную позицию по государственной регламентации /ограничениям/ присутствия в России иностранного капитала.
Другим важнейшим направлением участия РСПП в выработке и реализации внешнеэкономической политики станет отработка механизмов международного сотрудничества на уровне ассоциаций бизнеса, являющихся во всех развитых странах основным механизмом реализации национальных экономических интересов, а также участие в формировании и работе деловых советов при межправкомиссиях.
Задача ближайшего будущего - позиционирование России в ВТО после присоединения к этой организации. РСПП направит свои усилия на обеспечение активного участия бизнеса в выработке общей позиции по членству в ВТО и четкое формулирование бизнесом собственных интересов (в т.ч. и по корректировкам в российской таможенно-тарифной политике).
Одновременно с этим РСПП будет способствовать консолидации интересов бизнес-сообщества в связи с перспективой вступления России в ОЭСР.

Социально-трудовые отношения
Реформа системы социального страхования
Один из приоритетов РСПП – работа над предложениями по реформированию системы социального страхования. Современную, экономичную и эффективную систему обязательного страхования еще предстоит создать. На начальной стадии необходимо развитие рынка добровольного социального страхования, которое следовало бы рассматривать как особую форму государственно-частного партнерства.
Вместе с тем реформа страхования призвана создать необходимые условия для облегчения администрирования и последующего снижения ставки единого социального налога примерно до размеров налога на прибыль, а также создания благоприятного налогового режима, стимулирующего участие граждан в негосударственном корпоративном и частном пенсионном страховании и долгосрочном страховании жизни.
Поддержка бизнесом социальных инициатив
РСПП будет работать над координацией спонсорской деятельности.
Средства в рамках данных программ, прежде всего, должны стимулировать развитие тех сфер и тех институтов, развитием которых государство занимается недостаточно активно, но от которых в решающей степени зависит качество общественного развития, скорость движения России в направлении создания зрелого правового государства с развитой и эффективной экономикой: это прежде всего институты гражданского общества, правоприменение и судебная практика, новые институты в социальной сфере (прогрессивные сдвиги в образовании, повышение качества здравоохранения), экспертные разработки по экономическим и социально-политическим вопросам, инновационная политика и т.д.
РСПП в рамках усиления работы по социальным инициативам будет в дополнение к докладам о состоянии бизнес-климата ежегодно публиковать обзор вклада бизнеса в социальную защиту граждан, где будут оцениваться социальные программы компаний и предприятий, расходы на заработную плату и в целом на социальную сферу (профессиональное образование, здравоохранение, отдых и т.п.).

Реформа земельных отношений
Получение предпринимателями прав собственности на земельные участки, находящиеся под принадлежащими им предприятиями в настоящее время является одной из наиболее значимых и болезненных проблем для отечественного бизнеса. Без решения этого вопроса дальнейшее эффективное развитие невозможно. Прежде всего это необходимо для укрепления конкурентоспособности перерабатывающих отраслей экономики, таких как машиностроение, высокотехнологичные производства, легкая промышленность. Установление разумных ставок выкупа и арендной платы позволило бы стимулировать массовую приватизацию земли и заключение договоров аренды и одновременно учесть фискальные интересы регионов, не противопоставляя их институциональным целям земельной реформы. Создание полноценных единых объектов недвижимости стало бы гарантией прав собственности на недвижимость, обеспечило бы приток инвестиций в действующие и новые предприятия, а это в свою очередь привело бы к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В соответствии с действующим законодательством все юридические лица обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования обязаны до 01.01.2008 года приобрести эти земельные участки в собственность или заключить договор аренды. Выкуп земельных участков регулируется статьей два Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и статьей 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии с этими законами цена выкупа земли устанавливается субъектами РФ и колеблется от трех- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в зависимости от размеров населенного пункта, оцениваемых по численности населения.
На данный момент эти условия следует считать запретительными так как ставка выкупа слишком высока, существенные условия договора аренды неурегулированы, кроме того присутствуют административные барьеры на пути выкупа земли. Это подтверждается и данными статистики. С момента вступления в силу указанных законов было переоформлено по данным МЭРТ менее 25% участков земли подлежащих переоформлению. Это приводит к тому, что сроки обязательного переоформления переносились уже дважды.
В 2002 году в целях обеспечения приемлемых для бизнеса условий переоформления прав на землю был создан Комитет РСПП по реформе земельных отношений. Была сформулирована позиция РСПП по этому вопросу. Изначально позиция бизнеса была более жесткой - никакого выкупа, никаких плат за переоформление, один раз уже заплатили. Однако потом бизнес пошел навстречу правительству и Президенту в том числе, после того как Президент сказал: "Два раза за одно и то же платить нельзя, но переоформление прав должно сопровождаться некоторой платой, необременительной для бизнеса". В результате позиция РСПП заключается в установлении разумных, необременительных для бизнеса ставок выкупа земли и арендной платы. При этом ставки арендной платы не должны ухудшать нынешнее положение предпринимателей и стимулировать их к оформлению земли в собственность. Бизнес готов заплатить за переоформление, но условия переоформления должны быть разумными:
1. установить предельные ставки выкупа земли на уровне 2% от кадастровой стоимости;
2. установить возможность рассрочки платежа при выкупе земельного участка;
3. установить предельный размер арендной платы на уровне ставки земельного налога для соответствующего земельного участка.
Правительством РФ было поручено Минэкономразвития подготовить соответствующий проект федерального закона. В результате МЭРТ подготовил два варианта этого законопроекта.
Первый вариант предусматривал следующие условия:
1. ставки выкупа земельных участков
- до 20% от кадастровой стоимости участка в населенных пунктах с населениес свыше 3 миллионов человек
- до 5% от кадастровой стоимости участка, расположенного в иной местности
2. дополнительный сбор в размере до 80% от кадастровой стоимости участка в населенных пунктах с населением свыше 3 млн. человек в случае изменения разрешенного вида использования
3. размер арендной платы до 3% от кадастровой стоимости (2 максимальные ставки земельного налога)
Проведенный РСПП анализ этого варианта законопроекта показал, что он не будет способствовать снижению издержек предприятий, а в реде случаев приведет к их существенному росту. Прежде всего это негативно скажется на перерабатывающих отраслях экономики и снизит их конкурентоспособность по отношению к западным производителям, обладающим достаточными финансовыми ресурсами.
Представляется, что данный вариант законопроекта был разработан исходя из приоритета фискальных функций по отношению к задаче формирования единых объектов недвижимости и рынка земли.
30 сентября 2005 года состоялось заседание Совета по конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ, на котором были одобрены предложения РСПП по доработке этого законопроекта с учетом необходимости снижения выкупной цены и ставки арендной платы. Минэкономразвития было дано соответствующее поручение.
В результате появился второй вариант законопроекта предусматривающий
- предельную ставку выкупа земли в размере 2,5% от кадастровой стоимости участка;
- ставку арендной платы в размере ставки земельного налога для соответствующего участка
- сохранить особенности выкупа земли для г. Москвы и г. С.-Петербурга (20%)
РСПП был вынужден констатировать, что в этом варианте законопроекта их предложения были учтены не полностью. Так ставка оказалась 2,5% вместо 2% от кадастровой стоимости. Не предусмотрен выкуп земли в рассрочку. То есть второй вариант законопроекта все же нуждается в доработке. И тем не менее РСПП считает, что этот вариант на первоначальном этапе можно считать компромиссным.
В настоящий момент законопроект о выкупе земель под приватизированными предприятиями прошел первое чтение в Государственной думе. РСПП полагает, что на этапе второго чтения в законопроект должны быть внесены существенные поправки.
На встрече крупного бизнеса с Президентом 29 марта затрагивалась в том числе и земельная проблема. Глава РСПП Александр Шохин рассказал на пресс-конференции по итогам этой встречи о том, каковы последние договоренности между бизнесом и властью по этому вопросу:
«Мы отказались от своей позиции, что арендная плата должна быть равна годовой ставке земельного налога. Раньше мы исходили из того, что сейчас право бессрочного пользования выражается в том, что предприятие платит земельный налог 1,5% от кадастровой оценки земли. По новому законодательству, Земельному кодексу, предприятия обязаны оформить землю либо в аренду, либо в собственность. Мы исходили из того, что нельзя ухудшать условия для бизнеса. Поэтому-то и ставка выкупа должна быть где-то не более 2%, а арендная плата должна быть не выше ставки земельного налога. Но мы согласились с позицией правительства и МЭРТа, что нам надо простимулировать выкуп земли. Чтобы создать полноценные хозяйственные комплексы и запустить земельную реформу в полном объеме, нужно добиваться того, чтобы предприятия не оставляли землю в аренде, а выкупали ее. Поэтому сейчас мы согласились с тем, что ставка аренды должна быть те же 2,5%, то есть такой же, как и ставко выкупа земли.
И Президент публично поддержал нашу базовую идеологическую позицию, а именно, что необременительной должна быть именно система выкупа, она должна быть максимально либеральной, - а это, стало быть, 2,5 процента. 29 марта он еще раз это зафиксировал».
Однако достижение компромисса с властью по вопросу ставок выкупа земли и аренды не означает, что в рассматриваемом сейчас законопроекте не осталось спорных моментов:
«Мы вынуждены были напомнить Президенту, что есть еще некоторые детали, которые существенны для бизнеса. Например, возможность рассрочки платежа. Например, что делать с теми, кто уже выкупил землю по 5% от кадастровой оценки, или кто заплатил за это из прибыли, в то время как в Думе находится закон, позволяющий относить соответствующие расходы на затраты. Нам хотелось бы, чтобы эти детали не были забыты на фоне наших общих позиций по базовому вопросу», – отметил Шохин
Таким образом в ближайшее время РСПП предстоит отстаивать свои позиции по закону о выкупе земель под приватизированными предприятиями, взаимодействовать по этому вопросу с органами государственной власти и с субъектами РФ, через свои региональные представительства.
Задачи, стоящие перед РСПП таковы:
- установление предельных ставок выкупа земли не выше 2,5% от кадастровой стоимости
- установление возможности рассрочки платежа при выкупе земельного участка
- перенести срок обязательного переоформления на 01.01.2009 г. для завершения работы по совершенствованию методики кадастровой оценки земли.
С точки зрения РСПП, ощутимо снизить риски сокращения возможных доходов субъектов РФ от приватизации и аренды земли может активное участие бизнеса в разработке методик кадастровой оценки земель и определения арендной платы. Оптимизации принимаемых решений могла бы послужить и возможность досудебного оспаривания результатов кадастровой оценки с привлечением независимых оценщиков.
РСПП готов к продолжению работы над соответствующим законопроектом в целях достижения приемлемого для всех сторон баланса интересов государства и бизнеса. В целях недопущения злоупотреблений в ходе непосредственной реализации закона, после его принятия РСПП так же создаст соответствующие механизмы мониторинга правоприменения.

Промышленная политика и конкурентоспособность
В ближайшие годы России одновременно с утверждением лидерства в мировой энергетике предстоит существенно расширить сектор коммерциализации науки. Поэтому важнейшая задача  РСПП – продвигать в диалоге с государством стратегию развития национальных конкурентных преимуществ при формировании политики конкурентоспособности, стимулирующей как предложение новых, передовых технологий, так и растущий спрос на них со стороны уже сложившихся отраслей-лидеров.
В этих целях РСПП будет активно участвовать в совершенствовании нормативно-правовой среды и практики правоприменения в сфере функционирования особых экономических зон, установления специальных налоговых и таможенных режимов для развития информационных технологий, создания технопарков, формирования и функционирования государственных институтов развития (банков развития, Инвестиционного фонда, венчурных фондов с государственным участием), налогового и иного стимулирования инновационной активности предприятий.
При этом, с точки зрения РСПП, фундаментальной предпосылкой национальной конкурентоспособности остается повышение инвестиционной активности. Норма накопления должна составлять не менее 24-25% ВВП.

Вступление России в ВТО и реформа таможенной политики
Вступление России в ВТО вряд ли можно рассматривать как процесс, имеющий сугубо экономический смысл. Прежде всего, это политическая задача. Вступление России в ВТО закрепило бы наши позиции на международной арене и подтвердило бы статус страны как одной из ведущих держав. Это было бы полезно и с точки зрения контактов России в рамках Большой восьмерки, и с точки зрения взаимодействия с более слабыми в экономическом и политическом смысле странами, начиная от соседей на постсоветском пространстве и заканчивая нашими партнерами на Ближнем Востоке. С политической точки зрения вступление в ВТО – безусловный приоритет. Но многими экспертами и аналитиками неоднократно подчеркивалось, что за достижение политических выгод придется расплачиваться экономическими потерями.
Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что мы не будем вступать в ВТО только ради самого вступления. На встрече с представителями крупного бизнеса 29 марта Путин подтвердил заинтересованность России во вступлении в ВТО, однако отметил, что этот шаг будет сделан лишь в том случае, если он будет устраивать всех участников процесса, но, прежде всего, Россию. Глава государства полагает, что необходимо выработать усредненный показатель условий вступления РФ в ВТО, приемлемый для всех отраслей экономики.
Президент уточнил, что кроме тех отраслей экономики, которые безусловно заинтересованы во вступлении, например, это металлурги, есть отрасли, которые ждут от руководства страны взвешенного решения по этому вопросу. Так весьма неоднозначно вступление в ВТО может сказаться на финансовом секторе и страховом рынке, аграрном комплексе, авиационной отрасли и автомобилестроении.
Однако усредненные условия вступления подразумевают, что после присоединения к ВТО Россия неизбежно в чем-то проиграет. Политические же аспекты этого процесса не позволяют России отказаться от вступления. В связи с этим весьма взвешенным выглядит высказывание главы Северсталь-групп Алексея Мордашева на недавней встрече с Президентом. Он заметил, что разговор уже перешел из плоскости "вступать или не вступать" в плоскость - "как извлечь плюсы от вступления в ВТО". Именно на этом сейчас, когда основные переговоры по вступлению подходят к концу, следовало бы сосредоточиться и власти и бизнесу. Власть должна отстоять экономические интересы России и добиться максимально благоприятных условий, бизнес же в постоянном взаимодействии с властью должен максимально укрепить свои позиции с точки зрения конкуренции на глобальном рынке. Возможно тот крупный бизнес, которому вступление России в ВТО более выгодно, мог бы направить часть усилий на поддержку наименее защищенных отраслей экономики. Это было бы полезно и с точки зрения минимизации экономических потерь после вступления, и с точки зрения диверсификации бизнеса крупными сырьевыми компаниями.
Сейчас процесс вступления России в ВТО тормозится нашими партнерами по переговорам, прежде всего, США. Президент Путин отметил, что Штаты искусственно возвращают Россию назад в переговорах о вступлении в ВТО. По его словам, американское правительство попросило российских чиновников дополнительно согласовать вопросы, которые в российском правительстве считали уже решенными. На встрече с бизнесменами президент сообщил, что Россия получила от США список вопросов, требующих дополнительных согласований, при том, что эти вопросы считались в Москве давно пройденными. По словам главы государства, РФ искусственно возвращают назад в ходе переговорного процесса.
Тем, требующих согласования на переговорах с США, оставалось немного. Это – доступ на рынок банковско-финансовых услуг, и позиция по контрафакту. Однако сейчас вновь стали подниматься вопросы по сельскому хозяйству, по авиастроению и т.д. То есть то, что было согласовано еще в прошлом году.
Тормозит вступление России в ВТО и Евросоюз. Так, например, европейские страны выдвигают условие об отмене сборов с иностранных авиакомпаний за пролет их самолетов по транссибирским маршрутам. Эта тема до сих пор никак не рассматривалась на переговорах о присоединении к ВТО. Поэтому то, что сейчас Европа подняла этот вопрос можно рассматривать именно как затягивание процесса.
Не все благополучно и с точки зрения участников процесса на постсоветском пространстве. Тут основным препятствием для России становится Грузия.
Еще в декабре прошлого года, на министерской конференции ВТО в Гонконге Грузия заявила, что Россия не выполняет свои обязательства по двустороннему протоколу, подписанному в 2003 году, и пригрозила разорвать его. Основные претензии Грузии сводятся к тому, что пограничный пункт Верхний Ларс был лишен статуса акцизного, то есть через него нельзя провозить вино и водку, а в Абхазии незаконно действуют два пункта таможенного пропуска.
Кроме того, Тбилиси обвиняет Москву в том, что некоторые российские компании незаконно работают в Абхазии и Южной Осетии, а также в поддельном производстве вина и Боржоми на территории России.
Совершенно очевидно, что все эти проблемы лежат вне сферы ВТО и являются сугубо политическими. Однако Грузия на данный момент является страной входящей в сферу политического влияния США. А это означает, что грузинские политики могут так же использоваться Штатами для затягивания переговоров.
Президент РСПП Александр Шохин так оценивает американскую позицию на переговорах с Россией: «У американской администрации есть две позиции. Одна, что надо завершить процесс до июля месяца с тем, чтобы Россия могла более или менее полноценно участвовать в обсуждении тематики международной торговли в целом на июльском саммите "Восьмерки". А есть и иная позиция, что Россию нужно через "Восьмерку" провести не стопроцентным членом организации, и не только с точки зрения формального присоединения к ВТО, сколько даже в связи с незавершенностью переговоров с одним из основных торговых партнеров и ведущей страной во всемирной торговой организации. Похоже, что качели из этих двух позиций сейчас качнулись в сторону второй из них».
Если Александр Шохин прав, и возобладает вторая позиция США по присоединению России к ВТО, то, скорее всего, наиболее точным окажется прогноз главы Минэкономразвития Германа Грефа. Он считает, что страна станет членом Всемирной торговой организации лишь к концу 2006 года.
Это было бы не совсем удачно с политической точки зрения, но зато с точки зрения более эффективной подготовки к вступлению во всемирную торговую организацию, с точки зрения экономической подготовки, - это было бы России даже выгодно.
Что означает для России вступление в ВТО? Какие экономические требования это накладывает?
Всемирная торговая организация преследует следующие цели:
Обслуживание и реализация многосторонних торговых соглашений, заключенных в ходе «Уругвайского раунда» торговых переговоров (1986 – 1994 гг.);
Снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами, дальнейшая либерализация международной торговли и создание условий для свободной и справедливой конкуренции на мировых рынках;
Регулирование международной торговли услугами на основе выработанных принципов и правил, ее дальнейшее расширение и постепенная либерализация путем проведения переговоров;
Создание механизма эффективной защиты в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности с учетом различий в национальных правовых системах;
Создание эффективного многостороннего механизма урегулирования торговых споров;
Осуществление мониторинга национальной торговой политики стран-членов;
Обеспечение функций «переговорной площадки» для периодического проведения многосторонних торговых переговоров
Соглашение об образовании ВТО вошло в силу 1 января 1995 года. Это соглашение является «зонтичным» документом, к которому приложены 27 юридических документов, регулирующих: (1) широкий круг вопросов международной торговли товарами; (2) торговлю услугами; и (3) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Отдельные соглашения регулируют порядок разрешения торговых споров и порядок осуществления мониторинга торговой политики стран-членов ВТО.
Членами ВТО в настоящее время являются 150 стран, из которых 20 государств, проведя переговоры об условиях членства, вступили в эту организацию уже после ее образования. Еще 31 страна, включая Российскую Федерацию, находятся на разных этапах переговоров о присоединении.
Каждая страна-член ВТО имеет свой перечень («список») тарифных уступок, в котором перечисляются все снижения таможенных тарифов («тарифные уступки»), предоставленные страной в ходе «Уругвайского» и предыдущих раундов многосторонних торговых переговоров. В соответствии со статьей II ГАТТ 1994, каждый член обязан предоставить товарам, импортируемым из других стран-членов ВТО, режим, не менее благоприятный, чем тот, который зафиксирован в соответствующем разделе его списка тарифных уступок.
Промышленные товары
В том, что касается промышленных товаров, целью «Уругвайского» раунда было – снизить тарифные барьеры по крайней мере на одну треть в течение пяти лет, а также увеличить число «связанных» таможенных тарифов. «Связанный» таможенный тариф – это то максимальное значение ставки таможенного тарифа, выше которого действующая, реальная ставка не может быть поднята. В результате переговоров, начиная с 1 января 1995 года (дата вступления в силу Соглашения об образовании ВТО), страны-члены ВТО осуществили постепенное, - как правило, в течение пяти лет, - снижение ставок таможенных тарифов. В ряде случаев в списках тарифных уступок были зафиксированы и более длительные согласованные сроки снижения таможенных тарифов.
В результате выполнения этих договоренностей уровень импортных таможенных пошлин, которыми облагается ввоз в развитые страны промышленных товаров, снизился в среднем на 40%, - с 6,3% до 3,8%.
Сельскохозяйственные товары
В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству, доступ на рынки сельскохозяйственной продукции отныне регулируется исключительно таможенными тарифами. Нетарифные меры (количественные ограничения) по специальной формуле были заменены таможенными пошлинами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты внутренних рынков. Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает, что в целях либерализации международной сельскохозяйственной торговли все таможенные пошлины должны быть снижены развитыми странами в среднем на 36% в течение шести лет. При этом минимальное снижение для любого товара должно составить 15%. Для развивающихся стран среднее и минимальное снижение должно соответственно составить 24% и 10% и осуществляться в течение десяти лет. Наименее развитие страны освобождены от обязательства снижать свои таможенные пошлины.
Соглашение также предусматривает целый комплекс обязательств стран-членов ВТО по снижению уровня субсидирования производства сельскохозяйственной продукции. Эти обязательства выражены в терминах снижения так называемого «агрегатного измерения поддержки» (АИП). В Соглашении подробно прописан порядок расчетов АИП. По Соглашению, в течение шести лет развитые страны должны снизить уровень АИП на 20%. Исходным уровнем для снижения считается уровень внутренней поддержки сельского хозяйства, который существовал в период 1986 – 1988 годов. Для развивающихся стран соответствующие обязательства состоят в снижении АИП на 13% в течение десяти лет. Эти обязательства не касаются мер внутренней поддержки, получивших название мер «зеленой корзины». К этой категории относятся конкретные правительственные программы, которые предусматривают предоставление услуг общего характера (финансирование научных исследований, подготовка кадров, развитие инфраструктуры) и имеют минимальное воздействие на торговлю сельскохозяйственной продукцией.
Наконец, Соглашение определяет обязательства стран-членов по сокращению расходов на экспортные субсидии, а также физические объемы субсидированного экспорта. Что касается тех сельскохозяйственных товаров, которые не были указаны каждой страной в ее индивидуальных списках обязательств по снижению экспортного субсидирования, то страны-члены обязались и в дальнейшем подобные субсидии не предоставлять. Развитые страны приняли на себя обязательство снизить уровень прямых экспортных субсидий на 36% в течение шести лет. В течение того же срока они должны уменьшить физические объемы субсидируемого экспорта на 21%. В качестве точки отсчета для снижения уровня экспортного субсидирования были приняты соответствующие средние значения экспортного финансирования в течение базового периода 1986 – 1990 годов. Развивающиеся страны обязались в течение десяти лет снизить бюджетное финансирование сельскохозяйственного экспорта на 24%, а объемы субсидируемого экспорта – на 14%.
Технические барьеры в торговле
Цель Соглашения по техническим барьерам в торговле состоит в том, чтобы технические стандарты и регламенты, а также процедуры оценки соответствия не создавали дополнительных препятствий в торговле. Соглашение признает, что страны-члены имеют право вводить подобные меры в целях охраны здоровья и безопасности людей или защиты окружающей среды. Применение технических регламентов и стандартов не должно приводить к дискриминации иностранных товаров в пользу отечественной продукции. Процедуры оценки соответствия товаров требованиям национальных стандартов также не должны служить инструментом дискриминации импортной продукции. Соглашение поощряет членов на использование международных стандартов и на гармонизацию и взаимное признание технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия.
В соответствии с положениями Соглашения по техническим барьерам в торговле, каждая страна-член ВТО должна создать специальные информационные бюро для того, чтобы облегчить доступ к информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия, существующих в каждой стране.
Таможенная оценка В тех случаях, когда таможенная пошлина взимается на основе стоимости ввозимого товара, очень важным фактором является четкая и ясная процедура определения его таможенной стоимости. Если определение таможенной стоимости происходит на основе несправедливой процедуры, то эта процедура легко может стать нетарифным барьером в торговле и иметь более протекционистский эффект, чем само взимание таможенной пошлины.
Соглашение по выполнению Статьи VII ГАТТ 1994 или, как его чаще называют, Соглашение по таможенной оценке предусматривает определение таможенной стоимости ввозимого товара на основе цены сделки или, иными словами, на основе реальной цены товара. В некоторых специфических случаях, когда для определения таможенной стоимости цену сделки использовать нельзя, Соглашение предусматривает пять других способов определения таможенной стоимости, которые должны применяться друг за другом в определенном иерархическом порядке.
Предотгрузочная инспекция
Для того, чтобы предотвращать обман и компенсировать слабость своих административных структур, некоторые развивающиеся страны прибегают к услугам частных компаний с целью проверки качества, количества, цены и/или таможенной классификации импортируемых товаров до того, как они отгружаются экспортирующей страной. Соглашение по предотгрузочной инспекции содержит определенный ряд требований к странам, использующим эту процедуру, в соответствии с которыми эта процедуру должна применяться на недискриминационной основе, а также должны соблюдаться транспарентность, защита конфиденциальной деловой информации и проверка цены товара.
Правила происхождения
Правила происхождения – это законы, регламенты и административные нормы, которые используются странами для определения страны происхождения того или иного товара. При этом важно, чтобы эти правила не применялись для создания барьеров в торговле. Основная цель Соглашения по правилам происхождения состоит в том, чтобы создать странам-членам условия для гармонизации правил происхождения, используемых в непреференциальных инструментах торговой политики. Иными словами, эти правила должны применяться странами-членами ВТО для целей взимания таможенной пошлины, предусмотренной для режима наибольшего благоприятствования в торговле, в ходе антидемпинговых и антисубсидийных расследований и при последующем взимании антидемпинговых и компенсационных пошлин, для целей введения защитных мер и так далее. Соглашение также обеспечивает выполнение одних и тех же критериев для определения страны происхождения товара всеми странами-членами ВТО независимо от целей, в которых эти правила применяются.
До тех пор, пока работа по гармонизации правил происхождения не завершена, члены ВТО должны обеспечить, чтобы условия для определения страны происхождения товара были четко определены и чтобы правила происхождения не оказывали ограничительного или искажающего воздействия на международную торговлю. Правила происхождения не должны содержать необоснованно жестких требований или условий, не относящихся к производству или переработке товаров, как необходимых требований для определения страны происхождения товара.
Работа по гармонизации правил происхождения ведется в Комитете ВТО по правилам происхождения и Техническом комитете Всемирной таможенной организации.
Приложение 2 к Соглашению содержит «Совместную декларацию по преференциальным правилам происхождения». Под ними понимаются законы, регламенты и административные нормы, которые применяются странами-членами в целях определения того, распространяются ли на те или иные товары преференциальные режимы, в рамках которых товары импортируются по преференциальным (льготным) ставкам или вообще беспошлинно.
Процедуры лицензирования импорта
Под импортным лицензированием понимаются административные процедуры, в соответствии с которыми в качестве предварительного условия ввоза товара на таможенную территорию импортирующей страны импортер должен представить в уполномоченный административный орган специальное заявление. Основная цель Соглашения по процедурам лицензирования импорта состоит в том, чтобы максимально упростить эту процедуру и сделать ее транспарентной и предсказуемой.
Антидемпинговые меры
Статья VI ГАТТ 1994 разрешает членам ВТО применять антидемпинговые меры. Однако эти меры могут вводиться лишь при выполнении трех следующих условий:
Экспортная цена товара ниже, чем его «нормальная стоимость». Иными словами, экспортная цена товара ниже, чем сравнимая цена на аналогичный товар, продающийся на внутреннем рынке экспортирующей страны;
Товары, импортируемые по демпинговым ценам, наносят ущерб или грозят нанести ущерб отрасли промышленности импортирующей страны, производящей аналогичные товары;
Между товарами, импортируемыми по демпинговым ценам, и ущербом, который наносится отрасли промышленности импортирующей страны, существует четко установленная причинно-следственная связь.
Соглашение по выполнению Статьи VI ГАТТ 1994 («Соглашение по антидемпингу») базируется на аналогичном соглашении, которое было выработано еще в ходе Токийского раунда многосторонних переговоров в рамках ГАТТ. Однако, по сравнению с предыдущим соглашением, данное Соглашение содержит более четкие и понятные правила в отношении установления факта экспорта товаров по демпинговым ценам, критериев, которые необходимо учитывать при установлении ущерба отрасли промышленности, а также процедур, в соответствии с которыми возбуждаются и проводятся антидемпинговые расследования. Кроме того, в Соглашении более четко прописана роль механизма урегулирования споров ВТО при рассмотрении споров в отношении антидемпинговых расследований.
Субсидии и компенсационные пошлины
Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам дает определение термина «субсидия» и устанавливает, что его положениями охватываются только специфические субсидии. В предыдущем аналогичном соглашении, которое было выработано в ходе Токийского раунда, приводился лишь примерный перечень методов финансовой поддержки со стороны правительственных агентств, которые могли рассматриваться как субсидии. Кроме того, нынешнее соглашение содержит критерии для определения того, является ли субсидия «специфической» для отдельного предприятия или группы предприятий или отраслей промышленности. Соглашение разделяет субсидии на три категории: (1) запрещенные; (2) разрешенные, но допускающие введение компенсационных мер (“actionable”); и (3) разрешенные и не допускающие введение компенсационных мер (“non-actionable”).
Соглашение также содержит положения, регулирующие использование компенсационных мер, то есть дополнительных таможенных пошлин, которые по результатам соответствующих расследований взимаются в импортирующей стране с целью компенсации отрицательного эффекта субсидии. Эти процедуры во многом схожи с аналогичными процедурами, используемыми при взимании антидемпинговых пошлин.
Защитные меры
Соглашение по защитным мерам устанавливает правила применения защитных мер в торговле, которые разрешаются Статьей XIX ГАТТ 1994. Эта статья разрешает странам-членам ВТО при наличии определенных условий вводить защитные меры в торговле на недискриминационной основе с целью ограничения импорта. Основным назначением подобной процедуры является защита национальной отрасли промышленности от «серьезного ущерба» или «угрозы серьезного ущерба», вызываемого резким и неожиданным увеличением импорта конкурирующей продукции.
Соглашением запрещаются так называемые «меры серой зоны», такие, например, как добровольные ограничения экспорта или соглашения о разделе рынка. В Соглашении также детально прописаны процедуры расследования, которые необходимо проводить для обоснования возможности и целесообразности введения защитных мер.
Торговые аспекты мер инвестиционной политики
Соглашение по торговым аспектам мер инвестиционной политики (“TRIMs”) признает, что некоторые меры национальной инвестиционной политики могут оказывать сдерживающее или искажающее воздействие на торговлю. В соответствии с Соглашением, страны-члены ВТО берут на себя обязательство не применять такие меры, которые противоречили бы принципу национального режима, зафиксированному в ГАТТ 1994, либо обязательству об устранении количественных ограничений в торговле.
В Приложении к Соглашению приведен примерный перечень мер инвестиционной политики, противоречащих положениям ГАТТ 1994 (например, требование о закупках определенного количества товаров национального производства). Все подобные меры должны быть нотифицированы в Комитет ВТО по торговым аспектам мер инвестиционной политики и устранены в течение переходного периода времени. Для развитых стран – это два года, для развивающихся – пять лет.
Одно из положений Соглашения определяет, что по истечении пяти лет со времени начала его действия страны-члены ВТО должны принять решение относительно того, дополнять ли сферу действия Соглашения за счет включения в него положений, касающихся инвестиционной политики и политики в области конкуренции.
Государственные торговые предприятия
Деятельность государственных торговых предприятий (как правительственных, так и неправительственных) на мировом рынке регулируется положениями Статьи XVII ГАТТ 1994. Это делается для того, чтобы при помощи подобных предприятий государства не обходили основные обязательства, которые они берут на себя в рамках ГАТТ 1994. Договоренность об интерпретации Статьи XVII ГАТТ 1994 содержит четкое определение «государственных торговых предприятий» и вводит процедуру надзора за их деятельностью, которая, в частности, предполагает представление нотификаций об их существовании и деятельности, а также периодическое проведение обзоров функционирования государственных торговых предприятий стран-членов ВТО.
Правительственные закупки
Соглашение по правительственным закупкам является одним из четырех соглашений с ограниченным кругом участников (plurilateral agreements), включенных в Приложение 4 к Соглашению об образовании ВТО. В декабре 1997 года действие двух из этих соглашений – Соглашения по молочным продуктам и Соглашения по говядине – было прекращено. Еще одним соглашением с ограниченным числом участников является Соглашение по торговле гражданской авиатехникой. Соглашения с ограниченным кругом участников применяются только к тем странам-членам ВТО, которые выразили желание к ним присоединиться. В обоих соглашениях насчитывается примерно по 20 членов, в основном развитых стран.
Целью Соглашения по правительственным закупкам, заменившего аналогичное соглашение Токийского раунда, является максимально возможная либерализация режима правительственных закупок на международном уровне путем введения ясной процедуры проведения торгов, ее транспарентности и при недопущении дискриминации иностранных товаров и услуг и их поставщиков. В Соглашении указаны пороговые значения правительственных закупок товаров и услуг, выше которых торги должны проводиться в соответствии с его положениями.
Соглашение охватывает пять секторов деятельности: порты, аэропорты, системы водо- и электроснабжения, а также городской транспорт. Соглашение действует на строго взаимной основе. Иными словами, страны-члены имеют право привлекать к торгам, связанным с правительственными закупками, лишь те страны, которые при присоединении к Соглашению взяли на себя встречные обязательства по тем же секторам.
Кроме этого правила ВТО регулируют такие сферы, как торговля услугами, права интеллектуальной собственности, разрешение торговых споров и, наконец, контроль над соблюдением странами-членами ВТО соглашений и норм организации.
Задача России при вступлении в ВТО заключается в том, что бы все сектора и отрасли экономики были подготовлены к функционированию и максимально эффективному развитию в рамках правил ВТО. Это подразумевает не только достижение желаемых условий присоединения на переговорах с торговыми партнерами, но и значительную работу по адаптации российского бизнеса к новым реалиям конкуренции на мировом рынке. Очевидно, что государство не способно решить эти задачи в одиночку. Необходимо активное участие в процессе бизнес-сообщества в лице существующих объединений предпринимателей, таких как РСПП.
Следует отметить, что РСПП на протяжении всей истории переговоров России о вступлении в ВТО последовательно отстаивал интересы отечественного бизнеса. Заявку на присоединение к ВТО Россия подала еще в 1993г.
За это время осуществлены глубокие политические и экономические реформы. Реорганизован государственный аппарат и политическая структура общества, приватизировано большинство предприятий и созданы основные институты рыночной экономики, произошла либерализация цен и торговли. Товарооборот внешней торговли составляет примерно 60% ВВП. Уровень средневзвешенной таможенной пошлины в 10,6% не является препятствием для экспорта товаров на российский рынок.
Очевидно, что все эти изменения были бы невозможны без активного участия деловых кругов и Российского союза промышленников и предпринимателей. Все эти годы РСПП последовательно добивался либерализации экономики, ее дебюрократизации, обеспечения стабильности законодательства, прозрачности и конструктивности отношений между властью и бизнесом, был одним из наиболее последовательных союзников власти в реализации курса на интеграцию России в мировое экономическое пространство.
Позицию РСПП по вступлению России в ВТО и задачи, стоящие перед российскими бизнесменами в связи с этим вступлением сформулировал в своем докладе на февральском конгрессе «Россия в ВТО» глава союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:
«РСПП считает, что интеграция в мировое экономическое пространство должна базироваться только на основе норм и правил ВТО, динамично развивающихся и охватывающих всё более широкий спектр торгово-экономических отношений между странами.
При непосредственном участии РСПП в России принято новое законодательство: об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, о защитных мерах, Новый таможенный кодекс, о валютном регулировании и валютном контроле, о техническом регулировании, об иностранных инвестициях в России и целый ряд других законодательных и нормативных актов, что позволяет говорить о высокой степени соответствия текущего российского законодательства праву ВТО.
РСПП еще в 2000 году выступил инициатором дискуссии о плюсах и минусах членства в ВТО, за ходом которой пристально следят и наши партнёры по переговорам. В ходе этой дискуссии была сформулирована и позиция РСПП, закрепленная в резолюции РСПП по вопросу вступления России к ВТО, в которой российский бизнес твердо заявил о своей поддержке присоединения к ВТО, но только на приемлемых для России условиях. Эта позиция была конкретизирована в обращении РСПП к правительствам государств-членов ВТО, а также аргументирована и раскрыта в ходе встреч представителей российского бизнеса с западными коллегами в рамках российско-американского делового диалога, круглого стола промышленников России и Евросоюза, Рабочей группы РСПП и Конфедерации Британских промышленников по вопросам ВТО, Российско-Германской Рабочей группы по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, целого ряда конференций, семинаров и круглых столов.
Сам по себе переговорный процесс оказал заметное стабилизирующее влияние на формирование условий для хозяйственной деятельности в России и прежде всего её правовых аспектов.
Кардинальные изменения в таможенной сфере, постоянное снижение налоговой нагрузки на бизнес, совершенствование налогового администрирования, условий для свободной и добросовестной конкуренции, продолжение административной реформы, развитие социальной ответственности бизнеса – далеко не полный перечень проблем, по которым РСПП занимает последовательную позицию, добиваясь обеспечения интеграции России в мировое экономическое сообщество, как одной из важных приоритетных стратегических задач российского государства.
В России сейчас практически не осталось ни одной отрасли, которая принципиально выступала бы против присоединения к ВТО. Дискуссия о плюсах и минусах присоединения перешла в область подготовки программ, как для отраслей, так и для регионов, к работе в условиях ВТО, подготовки кадров, способных эффективно применять нормы и правила ВТО для защиты от недобросовестной конкуренции.
Присоединение России к ВТО позволит не только обеспечить прочный правовой фундамент наших отношений с зарубежными партнерами, но и будет содействовать росту конкурентоспособности отечественных предприятий посредством рыночных механизмов, придаст новый импульс развитию экономики страны.
Однако это не означает, что присоединение к ВТО будет беспроблемным, не приведет в ряде отраслей к неблагоприятным социально-экономическим последствиям. В предпринимательской сфере России хорошо осознают, что почти все промышленно развитые страны мира играют по правилам мировой торговли, и они играют по этим правилам более 50 лет и принимали участие в их формировании. Для России же это совершенно новое и пока еще малознакомое правовое поле. Российскому Союзу промышленников и предпринимателей предстоит немало сделать, чтобы процесс адаптации к работе в условиях ВТО прошел наименее болезненно.
Присоединение России к ВТО, с одной стороны укрепит и данную организацию, а с другой – позволит нашей стране иметь равные возможности и доступ к формированию правовой базы ВТО, быть полноправным участником международной торговли.
Присоединение России к ВТО, как уже отмечалось, открывает для нашей страны новые возможности в плане интеграции в мировую экономику и торговлю. Для реализации этих возможностей необходимо уже сейчас начать реализацию целого ряда мероприятий и программ долгосрочного характера. Российский бизнес должен быть активным игроком на поле ВТО в тесном сотрудничестве с госорганами.
Задачи для бизнеса и РСПП как выразителя его интересов:
1. непосредственное участие в разработке позиции России по повестке дня многосторонних торговых переговоров на основе анализа конкурентоспособности российской экономики (товары, услуги, сельское хозяйство), включая перспективные планы (отраслевые и отдельных предприятий);
2. совершенствование многосторонних правовых механизмов регулирования торговли с учетом структуры российской внешней торговли;
3. совершенствование механизмов защиты внутреннего рынка России, а также интересов российских поставщиков товаров и услуг на внешние рынки, включая укрепление и преобразование соответствующих государственных структур и процедур;
4. подготовка предпринимательских кадров для работы в условиях ВТО, владеющих инструментарием международной торговли;
5. укрепление системы мониторинга внутреннего рынка для оперативного реагирования на изменения положения на рынке для отечественных операторов».
Таким образом, можно сделать вывод о приоритетных направлениях деятельности РСПП как ведущего, наиболее крупного и влиятельного объединения российского бизнеса на ближайшую перспективу в рамках выработки и реализации внешнеэкономической политики России.
Долгосрочная конкурентоспособность российской экономики недостижима без продвижения отечественного бизнеса на глобальных рынках. Вхождение России в ВТО дает дополнительные возможности для выхода российских товаров на внешние рынки. Присоединение к ВТО требует не только выработки защитных механизмов для внутреннего рынка, не противоречащих правилам ВТО, но, возможно, даже в большей степени разработки стратегии выхода российских товаров и услуг на мировой рынок. Для этого РСПП необходимо взаимодействовать с органами государственной власти в целях запуска новых механизмов стимулирования роста и диверсификации экспорта. Необходимы государственные институты поддержки экспорта, не уступающие по эффективности лучшим мировым образцам.
РСПП необходимо участвовать в выработке официальной позиции государства в отношении активов российского бизнеса за рубежом. Крупные российские компании уже расширяют свой бизнес путем приобретения западных активов, и необходимо, чтобы этот процесс получил государственную, как минимум политическую, поддержку.
Не менее важным является и определение позиции бизнес-сообщества по государственной регламентации присутствия на внутреннем рынке иностранного капитала. РСПП способен содействовать привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику. Это так же должно стать одним из приоритетов деятельности союза.
Деловые союзы, подобные РСПП, в развитых странах являются основным механизмом продвижения национальных экономических интересов. Российский союз промышленников и предпринимателей должен не только стремиться к выполнению такой же функции в России, но и осуществлять взаимодействие с подобными организациями за рубежом. Это должно служить повышению эффективности международной торговли.
Не менее важным является и осуществление такого взаимодействия на постсоветском пространстве, даже с теми странами, которые не являются членами ВТО. Россия уже во многом является экономическим центром притяжения на этой территории, это обусловлено объективными обстоятельствами. Но после присоединения России к ВТО эта тенденция только укрепится. РСПП необходимо приложить все усилия к тому, чтобы России в полной мере удалось реализовать все преимущества, как политические, так и экономические, от положения безусловного лидера среди стран СНГ. Бизнес должен стать опорой интеграционных процессов.

 

 

 

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog