О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Архив новостей

Прочие разделы



Главная страница / Новости

Новости

26.06.2012 Тезисы выступления А.В. Мурычева на XXI Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге

Реальная экономика не воспринимает финансовое посредничество, сложившиеся в России за последние годы

Среди крупнейших 400 (по выручке) компаний страны, ни одна не берет кредиты сроком выше 1 года у российских банков. При нормальной длительности инвестиционного цикла в течение 5-7 лет - окупаемость кредитов при существующих процентных ставках и отсутствие возможности у наших банков дать взаймы на такие сроки стали уже общим местом всех обсуждений. Ситуация не меняется. Основные фонды и технологии стремительно устаревают. На пенсию уходят специалисты, которые могли бы передать ценный инженерный и технологический опыт молодежи. Но... Всего этого нет. Предприятия, которые инвестируют в смену оборудования и технологий, в обучение кадров и развитие производства кредитуются за пределами России, те компании, которые рискнули взять кредиты у российских банков стабильно (и, скорее всего, ожидаемо) выходят на просрочку. Просрочены суммы основного долга и процентов по нему.

Прибыль банков складывается, в основном, от роспуска резервов при явном отсутствии желания банков создавать адекватные резервы. ЦБ РФ это явление знакомо, работа ведётся, но не всё может зависеть только от желания ЦБ РФ. Очевидно, что должны существовать взвешенные экономические механизмы и стимулирование к созданию адекватных резервов при надлежащем уровне риск-менеджмента банков. Другими словами, отнесение расходов по резервированию ссуд на налоговую себестоимость должно носить более выраженный характер. В настоящее время и процедуры списания проблемной задолженности и процедуры установления факта проблемности носят для банков характер налогового наказания, при этом экономического стимула для раннего распознавания проблемного долга не создано. По ряду заёмщиков из числа крупнейших компаний мы наблюдаем, как их кредитные портфели испытывают «обновление» вследствие конкуренции ставок кредитования, при, фактически одинаковой срочности заимствований. В результате, одни и те же заёмщики мигрируют между кредитными организациями с постоянно удлиняющимися по факту кредитами, полученными на выплаты предыдущих кредитов с начисленными процентами и комиссиями. Такая ситуация происходит вплоть до, условно говоря, последнего банка, который перекредитовав заёмщика, уже не может «передать» кредит другой кредитной организации. Многие банки, используют такую же схему при работе со своими заёмщиками, не расчищая баланс, а откладывая «на потом» решение реальных проблем заёмщиков с неоплатой и невозможностью оплаты в срок процентов, комиссий, сумм основного долга.

Серьёзным препятствием для расчистки балансов является неурегулированная проблема работы с просроченной задолженностью в правовом поле с исполняемыми законами. Наше законодательство фактически не даёт возможности ни кредиторам, ни заёмщику совершить санацию бизнеса, рассмотреть взаимные варианты урегулирования претензий до объявления о несостоятельности и похода в суд. Правовая культура заёмщиков ещё недостаточно развита для понимания, что временные трудности бизнеса только тогда становятся постоянными и приводят к летальному исходу, если их замалчивать, избегать прямого обсуждения и не вовлекать кредитора на самой ранней стадии к решению проблем, которые сначала могут показаться незначительными. К сожалению, и правовая культура нашего банковского сообщества не располагает заёмщиков к прямому диалогу и идентификации проблем на ранних стадиях потери эффективности бизнеса и увеличения кредитного риска.

Также характерно, что при снижении официального уровня инфляции и роста прибылей - ставка кредитования у большинства банков повышается. Источник возможного ответа на вопрос - опять просроченная задолженность и нежелание банков показывать это в своей отчетности. Для сокрытия ситуации с просрочкой, банки идут на скрытую пролонгацию проблемной задолженности вместе с накопленными процентами. Этот снежный ком нарастает в нашей банковской системе с 2009 года. Сейчас мы видим, что опережение темпов роста начисления процентов к темпам роста кредитования отражает эту простую истину - для сокрытия просрочки приходится перекредитовывать и проценты, т.е. выдавать новый кредит на погашение старых процентов.

С другой стороны - стабильно растет разрыв между ставками привлечения и размещения средств по банковской системе. Например, по странам-членам ОЭСР разрыв между ставками привлечения и размещения ресурсов составлял , в среднем за 2011 год, по данным ОЭСР - величину 3,5 процентных пункта. По данным ЦБ РФ, за 2011 год, средний разрыв между ставками привлечения и размещения составлял 7 процентных пунктов для кредитов экономике, без кредитования физических лиц. Если, по методике ОЭСР, добавить в это сравнение ставки размещения для физических лиц - то разрыв получается около 17 процентных пунктов. Одной из важных причин этого явления, на мой взгляд, является значительная скрытая просроченная задолженность на балансах банков, т.е. наличие не генерирующих процентных доход кредитов в активах кредитных организаций, которые уже заведомо будут перекредитованы с накопленными на них, но не уплаченными процентами. Другая причина - неспособность или нежелание банков, в том числе государственных, сокращать собственные издержки. Характерным является и риск корреляции кредитных портфелей: наши банки охотно, и с пониженными ставками, выдают кредиты работникам предприятий-клиентов. Поэтому, когда наступают проблемы у предприятия и оно не может погасить собственные долги, наступают также проблемы и у заёмщиков-физических лиц (которым не платят или задерживают заработную плату).

Характерный разрыв ликвидности (между короткими пассивами и длинными активами) не преодолен за эти годы, по-прежнему, около четверти всех привлеченных ресурсов в пассивах банков составляют средства до востребования. Фондирование разрывов ликвидности составляет значимую долю риска и, соответственно, стоимости кредитных ресурсов. При выборе срока и периодичности погашения долга, сейчас, заёмщику предлагают использовать периодические выплаты, удобные банку, зачастую не совпадающие с его производственным циклом или игнорирующем его. Наиболее характерна данная ситуация для строительства, сельского хозяйства, технологичных отраслей. В результате - вполне запланированная просрочка и просьбы о пролонгации кредитов от заёмщика. То, что можно было предотвратить на этапе согласования кредитного соглашения, превращается в головную боль для заёмщика и руководства кредитной организации. Знакомая ситуация «пролонгировать нельзя отказать».

Также к интересным закономерностям относится повышение ставки привлечения средств населения с уменьшением ставки рефинансирования ЦБ РФ, что мы наблюдаем уже более года. В последнее время также это повышение ставки привлечения на фоне относительно несерьезных колебаний ставки рефинансирования. Помимо изложенных выше причин этого явления (1 - наличие скрытой просрочки и, связанные с этим постоянные потребности в ликвидности для перекредитования, 2 - нежелание банков снижать собственные издержки), на мой взгляд, существует также дополнительная причина - способность монетарных властей отслеживать реальный уровень инфляции в экономике снизилась, объём цен и взаимосвязи между поставщиками и потребителями не отслеживаются должным образом, а отсюда, и не попадают в поле зрения при расчете инфляции. Уровень реальной инфляции, т.е., по определению, рост цен, не обусловленный ростом производства ил торговли, перестал соотносится с цифрами, которые мы получаем. Возможно, здесь сильно влияние «серой» и «темной» экономики, возможно также, что новая экономика (услуги, производство, потребление новых услуг) не входит ещё в расчеты индексов цен промышленности и индекса цен потребительской корзины.

В этом контексте также вопрос об обязательном переводе всех расчетов на безналичную форму - в целом, необходимость поощрять развитие безналичных форм оплаты существует, однако, на мой взгляд, административные меры не смогут сыграть решающей роли в данном вопросе. Снижение издержек, развитие связи, повышение привлекательности формы безналичной оплаты - всё это вопросы рынка и его механизмов. Здесь опять налоговое регулирование и меры, в первую очередь, ареста счетов участников расчетов играют негативную роль. Так, например, для приведения биржевых расчетов через единый депозитарий и клиринговый центр приходится принимать отдельные акты, освобождающие счета участников расчетов от санкций налоговой инспекции до завершения расчетов. Надо изучить этот опыт. Надо ответить на вопрос: если такие же меры будут приняты для стимулирования безналичных расчетов - может быть это даст больший эффект?

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog