|
Главная страница / Новости |
23.05.2012 О необходимости изменения ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Позиция Комиссии РСПП по металлургическому и горнорудному комплексу по вопросу необходимости внесения изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту Закон). Предметом настоящего Закона является регулирование и контроль антимонопольным органом закупочной деятельности государственных корпораций и компаний, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также иных хозяйствующих субъектов, занимающихся регулируемыми видами деятельности (в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов), либо в уставном капитале которых доля государства или муниципальных образований составляет более 50 %, а также дочерних обществ вышеназванных субъектов. Распространение действия закона и устанавливаемого им режима ограничений на осуществление деятельности, не относящейся к сфере естественных монополий и регулируемых видов деятельности, вызывает серьезные возражения, особенно в случае если такие виды деятельности являются не основными для хозяйствующего субъекта, и выручка от таких видов деятельности несопоставима с общей выручкой предприятия. Многие крупные промышленные предприятия являются одновременно организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий на том основании, что оказывают соответствующие услуги посредством собственных инфраструктурных объектов, в первую очередь задействованных в собственном производстве, а их выделение технологически не представляется возможным. При этом, промышленные предприятия в силу закона не могут отказать третьим лицам в предоставлении услуг, отнесенных к естественно-монопольным и регулируемым видам деятельности, т.к. иных способов получения третьими лицами данных услуг технологически (равно как и экономически) не представляется возможным. Вызывает также непонимание распространение норм Закона на дочерние общества, в особенности, если дочерние общества не осуществляют естественно-монопольных и регулируемых видов деятельности. Отсутствует логическое и экономическое объяснение распространения действия норм закона на дочерние общества коммерческих организаций, частично осуществляющих естественно-монопольные и регулируемые виды деятельности. В данной ситуации права и экономические интересы хозяйствующих субъектов, для которых естественно-монопольные и регулируемые виды деятельности являются не основными, необоснованно ограничены, и ставят их в неравное положение с конкурентами на рынках основных видов деятельности (не относящихся к естественно-монопольным и регулируемым), и в первую очередь на мировых рынках. Статья 8 Конституции гарантирует на территории РФ единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статьи 34 и 35 Конституции Российской Федерации устанавливают, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Гражданский кодекс устанавливает, что гражданские права, в том числе в сфере предпринимательства, могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Деятельность коммерческих организаций изначально направлена на извлечение прибыли, и как следствие уменьшение издержек производства, в том числе путем оптимизации расходов на закупку товаров, работ, услуг. В связи с чем, считаем распространение действия Закона на коммерческие организации, для которых естественно-монопольные и регулируемые виды деятельности являются не основными видами, а также на их дочерние общества, чрезмерным ограничением свободы договора и предпринимательской деятельности, не отражающей баланс общественных интересов и избыточным контролем со стороны государства частного бизнеса. Более того, уже существуют иные правовые механизмы регулирования и контроля затрат организаций, осуществляющих регулируемые и естественно-монопольные виды деятельности. Их развитие позволяет достаточно эффективно контролировать процесс формирования размеров тарифов без ограничения свободы предпринимательской деятельности.
В этой связи предлагается внести в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» следующие изменения и дополнения: Пункт 1 части 2 статьи 1 изложить в следующей редакции: 1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, кроме лиц, указанных в части 5 настоящей статьи; Дополнить статью 1 частью 5, следующего содержания: 5. Действие Настоящего Федерального закона не распространяется на субъекты естественных монополий и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если указанные виды деятельности не являются для них основными видами экономической деятельности, производятся посредством принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании имущества, в том числе используемого для удовлетворения производственных (собственных) нужд, при условии, что общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки от всех видов деятельности за предшествующий календарный год. Часть 7 статьи 8 изложить в следующей редакции: 7. Дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2013 года.
|
|
|
|