28.08.2013 Позиция отделения РСПП по ценообразованию на электрическую энергию
Позиция Союза промышленников и предпринимателей Волгоградской области по ситуации, которая складывается в настоящее время с ценообразованием на электрическую энергию Начиная с 01 июля 2013 года (даты индексации цен на услуги субъектов естественных монополий) наблюдается значительный рост стоимости электроэнергии на «Рынке на сутки вперед» (РСВ) оптового рынка электроэнергии и мощности. Так, например, цена электроэнергии на РСВ в группе точек поставок для таких предприятий как Волгоградский алюминиевый завод, Волжский трубный завод, Волжский абразивный завод в июле месяце выросла почти на 25% к уровню июня месяца и на 30% к среднему значению индекса цен РСВ первого полугодия 2013 года. Рост стоимости электроэнергии на РСВ продолжился и в начале августа. Как следствие, начался рост стоимости электроэнергии для предприятий, работающих на розничном рынке электроэнергии, и приобретающих электрическую энергию на условиях Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442. Например, для ОАО «Завод «Метеор» фактический рост цены на электроэнергию в июле составил 35%, ОАО «Молсыркомбинат-Волжский» - 20%, ОАО «Эктос-Волга» (бывший завод синтетического каучука) почти 23%. Экономическая обоснованность такого значительного роста цен вызывает у руководителей промышленных предприятий большие сомнения и озабоченность. В условиях продолжающегося экономического кризиса и неблагоприятной рыночной конъюнктуры компенсировать рост энерго- издержек за счет роста цен на готовую продукцию практически невозможно, под угрозой существенного сокращения финансирования окажутся инвестиционные и социальные программы предприятий, некоторые из предприятий могут стать убыточными, как, например, Волгоградский алюминиевый завод, на котором планируется закрытие нерентабельного производства и сокращение более чем трехтысячного коллектива. Неконтролируемый рост энерготарифов особенно болезненно отражается на промышленном комплексе Волгоградской области, прежде всего потому что исторически ряд энергоемких производств были размещены в регионе непосредственно вблизи дешевого источника электроэнергии — Волжской ГЭС, и впоследствии, в результате реформирования Единой энергосистемы России, лишились той энергетической ценовой базы (Волжской ГЭС), которая была заложена в основу экономического обоснования строительства таких энергоемких производств. Сложившиеся в последние годы темпы роста стоимости электроэнергии, которые в разы опережают и официальный уровень инфляции и индексы роста цен на продукцию промышленного сектора, очевидно доказывают наличие системных проблем в существующей на сегодня модели энергорынка, стимулирующей исключительно работу естественных монополий в лице генерирующих и сетевых компаний. Так, на сегодняшний день, промышленные потребители продолжают оплачивать содержание избыточных генерирующих мощностей через повышающий коэффициент наличия мощности, на который увеличивается величина фактически потребленной мощности. Например, в мае-июне 2013 года ОАО «Волжский абразивный завод» потребляя мощность в среднем 60МВт фактически оплачивал мощность в размере в среднем 100МВт. Отсутствие на энергорынке конкурентной среды между производителями электроэнергии даже среди однотипных по виду топлива генераций, на практике не позволяет реализовать механизм заключения долгосрочных прямых договоров между крупными потребителями и поставщиками электроэнергии. Наличие двуставочного тарифа, предусматривающего раздельную оплату содержание генерирующих мощностей и стоимость вырабатываемой на них электроэнергии по топливной составляющей, позволяет генерирующим компаниям получать от потребителей деньги даже при простаивающем оборудовании и, соответственно, не стимулируют их снижать, на основе конкуренции, цены на продаваемую электроэнергию. Непрозрачный для потребителей механизм работы «Рынка на сутки вперед», нерешенная проблема перекрестного субсидирования, высокие сетевые тарифы в совокупе с приведенными выше факторами в целом привели стоимость электроэнергии для промышленных предприятий на уровень зачастую выше, чем имеют конкуренты за рубежом. На проблемы роста стоимости электроэнергии неоднократно указывал Президент РФ Владимир Путин, который на Петербургском международном форуме 21.06.13 г. дал соответствующее поручение Правительству РФ (Пр-1474 от 05.07.2013 г.). С учетом сложившейся сегодня ситуации с ростом цен на электроэнергию, в целях оказания максимально возможного информационного содействия Правительству РФ по исполнению вышеназванного поручения Президента РФ со стороны бизнеса считаем целесообразным на примере Волгоградской области: - провести всесторонний мониторинг изменения уровня цен на электроэнергию, сложившийся после 01.07.13 г. для промышленных потребителей по отношению к предыдущему регулируемому периоду; - оценить влияние изменения цен на электроэнергию на основные показатели эффективности производственной деятельности предприятий и социально-экономические показатели региона в целом; - по результатам работы по вышеназванным пунктам разработать и предложить к реализации на примере Волгоградской области комплекс мер, направленных на решение задачи по ограничению роста тарифов, поставленной Президентом РФ В.Путиным.
Эта позиция отделения РСПП Волгоградской области доведена до председателя Волгоградской областной Думы В.В. Ефимова, президента РСПП А.Н. Шохина и всех членов Союза. В кратчайшие сроки получены многочисленные отклики от промышленников. Приводим их ниже. 1.Наше предприятие, как и многие предприятия Волгоградской области, с 01 июля 2013 года в соответствии с п. 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.12 г. №442 лишилось возможности осуществлять расчет за потребленную электроэнергию (мощность) по первой ценовой категории. На данный момент расчет за потребленную электроэнергию (мощность) осуществляется по третьей ценовой категории. Переход на третью ценовую категорию привел к появлению в счетах на оплату за электроэнергию, статьи оплаты за мощность по нерегулируемым ценам. Так, например, в июне месяце стоимость электроэнергии по первой ценовой категории для нашего предприятия составила 504925 рублей (тариф на оплату электроэнергии по 1 ценовой категории за кВт/ч с учетом НДС составил 3,27 рубля, расход электроэнергии в июне составил 154411 кВт/ч) Стоимость потребленной электроэнергии по третьей ценовой категории за июль месяц при таком же расходе как в июне составила 777498 рублей (тариф на оплату электроэнергии и мощности по 3 ценовой категории за кВт/ч с учетом НДС составил 4,90 рубля) Рост тарифа на оплату за электроэнергию составил 45-50% Мы, так же как и многие другие предприятия региона, не видим экономическую обоснованность такого роста цен на электроэнергию. В связи со сложившейся ситуацией с ростом цен на электроэнергию под угрозой срыва остаются социальные программы, намеченные нашей организацией на этот год, а также программы по модернизации производства и строительства собственного источника тепловой энергии. Исходя из сказанного, просим Вас обратиться в Правительство РФ от имени СПП ВО с предложением об отмене ограничения, установленного пунктом 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии на выбор с 01 июля 2013 года первой и второй ценовых категорий для расчетов за электрическую энергию для потребителей, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт. 2. С 01 июля 2013 года потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет 670 кВт, лишены возможности выбора первой и второй ценовых категорий для расчетов за электрическую энергию (мощность). Данная правовая норма может иметь негативные последствия для нашего машиностроительного предприятия. Она приведет к выводу продукции предприятия за уровень рентабельности, снижению конкурентоспособности отечественного машиностроения. До 1 июля 2013 г. наше предприятие рассчитывалось за электроэнергию по первой ценовой категории (средний тариф 3,30 руб/кВт/ч с учетом НДС), цена которой формировалась исходя из совмещенного пика нагрузки региона по остаточному принципу (за минусом объемов потребления электроэнергии и мощности потребителей 2-6 ценовых категорий, а также населения). Для нашего предприятия запрет на выбор первой ценовой категории неизбежно приведет к росту затрат на электроэнергию. Так, например, в июне текущего года стоимость электроэнергии по первой ценовой категории для нашего предприятия составила 1590,5 тыс. руб. (тариф на оплату электроэнергии по 1-й ценовой категории за кВт/ч с учетом НДС — 3,27 рубля, расход электроэнергии в июне — 486,9 МВт/ч). В июле 2013 года стоимость электроэнергии по третьей ценовой категории составила 2266,045 тыс.рублей (тариф на оплату электроэнергии по 3-й ценовой категории за кВт/ч с учетом НДС — 4,24 рубля, расход электроэнергии в июле — 534,212 Мвт/ч). Рост тарифа на оплату электроэнергии с 01.07.13 г. для нашего предприятия составил 29,66% (в денежном выражении 675,545 тыс. руб.). Исходя из сказанного, прошу Вас рассмотреть на уровне руководства Союза вопрос лишения с 01 июля 2013 г. потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт/ч, возможности выбора первой и второй ценовых категорий для расчетов за электрическую энергию. Также прошу Вас обратиться в Правительство РФ от имени СПП ВО с предложением об отмене ограничения, установленного пунктом 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии на выбор с 01 июля 2013 года первой и второй ценовых категорий для расчетов за электрическую энергию для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт. Аналогичное письмо было отправлено 09.08.13 г. председателю Волгоградского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России» А.И. Буйда. 3. Считаем необходимым провести всесторонний мониторинг изменения уровня цен на электроэнергию, сложившийся после 01.07.13 г. для промышленных потребителей по отношению к предыдущему регулируемому периоду с представителями Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области и Правительства РФ в Волгоградской области. Рост цен на электроэнергию значительно повлиял на экономические показатели предприятия в целом. 4. Поддерживаем позицию Союза, так как рост стоимости электроэнергии, приобретенной на розничном рынке на условии постановления Правительства РФ от 04.05.12 г. № 442 для нашего предприятия составил 42%, а именно 4,25 руб. Такой резкий скачок, невложенный в цену и несогласованный с заказчиками по ранее заключенным договорам, ставит завод из состояния выживания в состояние умирания и, наверняка, приведет и к задержкам зарплаты и остановкам производства, со всеми вытекающими последствиями. 5. Поддерживаем позицию Союза, возражений и дополнений не имеем. 6. Поддерживаем позицию Союза. Данный закон идет вразрез поддержки малого и среднего бизнеса. За июль месяц рост стоимости электроэнергии для нас составил 30%. 7. Увеличение энергетических тарифов в нашем регионе сказывается снижением экономических показателей деятельности предприятия. Так, фактический рост стоимости электроэнергии за июль месяц составил 23% по отношению к уровню июня. 8. Необходимо еще добавить про галопирующие темпы роста тарифов на транспорт э/э. 9. Поддерживаем позицию Союза. Сообщаем, цена на электрическую энергию для нашего предприятия выросла в июле 2013 г. на 11,1% и вместе с тем увеличился удельный вес электроэнергии в себестоимость выпускаемой продукции на 1,5%, что негативно сказывается на экономике предприятия. 10. Поддерживает позицию Союза. Для нашего предприятия применение с 01.07.13 г. третьей ценовой категории привело к увеличению платы за электроэнергию за июль месяц на 40%, а по сравнению с предыдущим периодом на 69%. Как следствие — увеличение затрат на производство не менее чем на 15% в год. Являясь предприятием оборонно-промышленного комплекса, работающим по долгосрочным контрактам в условиях твердо фиксированных цен на продукцию военного назначения, компенсировать рост тарифов за счет увеличения стоимости изготавливаемых изделий не представляется возможным. Соответственно, ценовая разница будет погашаться за счет прибыли предприятия, в результате производство становится низкорентабельным и в отдельных случаях убыточным. Снижение уровня рентабельности приводит к снижению уровня прибыли предприятия, которая является основным источником финансирования мероприятий, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производства, реализацию социальных программ. Сложившаяся ситуация не может не вызывать озабоченности, надеемся, что меры, предпринимаемые Союзом позволят ограничить рост тарифов и снизить финансовую нагрузку на промышленные предприятия. 11. Наше предприятие, как крупный промышленный потребитель энергии, несет существенные дополнительные убытки в результате необоснованной ценовой гонки. По сравнению с июнем 2013 г. рост тарифа на электроэнергию для предприятия составил 37%. Со своей стороны хотим добавить свою озабоченность резким ростом тарифов на тепловую энергию. Так, наше предприятие, оказалось в ситуации, когда рост стоимости тепловой энергии с 01 июля 2013 г. составил 63,1%. Выражаем свою поддержку предложенным Вашей организацией мероприятиям для решения проблемы роста энерготарифов и готовы оказать необходимое содействие со своей стороны. 12. Начиная с 01 июля 2013 г рост стоимости электрической энергии для нашего предприятия составил 14% к уровню июня месяца 2013 года и на 20% к среднему значению первого полугодия 2013 г. Повышающим коэффициентом роста тарифа является плата за потребленную мощность и сбытой надбавки, за данную мощность, что составляет 8% от общей цены за электроэнергию. Рост тарифов не имеет под собой экономическую обоснованность, в сложившейся ситуации на предприятии нет возможности компенсировать рост цен на энергоресурсы, продукция становиться нерентабельной и приводит к сокращению объемов производства. Сложившийся рост стоимости электроэнергии опережает официальный рост инфляции и показывает очевидную проблему в работе естественных монополий в лице генерирующих и сетевых компаний. В данной ситуации необходимо максимально информировать Правительство РФ о положении в электроэнергетике и промышленности в целом, и принимать кардинальные меры по экономически необоснованному росту тарифов, о может быть прекращения роста тарифов на электроэнергию, для сохранения промышленности в нашем регионе. |