04.07.2011 Как повысить эффективность энергетики региона?Ответ искали на конференции на Волжской ТЭЦ
Мероприятие было организовано региональным отделением Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в Волгоградской области и юридической фирмой VEGAS LEX при поддержке администрации Волгоградской области. В конференции приняли участие представители администрации Волгоградской области, центральных аппаратов Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, энергетических компаний и директорского корпуса промышленных предприятий региона. Открывая конференцию, исполнительный директор регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Волгоградской области Виктор Фокин заявил о том, что рассчитывает на живое обсуждение существующих проблем энергетики. В ходе завязавшегося обмена мнениями был очерчен круг актуальных вопросов. Самый главный из них – повышение эффективности отрасли – был обозначен в названии конференции. Решением этой проблемы энергетики занимаются уже не первый год, в соответствии с федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2011 – год либерализации ценового регулирования в энергетике Потребителей электроэнергии обеспокоил резкий рост тарифов на этот ресурс в начале 2011 года, который «превысил все разумные пределы», по мнению председателя правления регионального отделения РСПП, генерального директора ОАО «Волжский абразивный завод» Сергея Кострова. Это потребовало вмешательства президента и премьера. Сергей Вячеславович отметил, что и «сегодня рынок электроэнергетики управляется, по сути дела, в ручном режиме». Вместе с тем федеральная власть в настоящее время несколько расширяет полномочия регионов в сфере регулирования перекрестного субсидирования. Выступавший высказался за достижение при этом баланса интересов предприятий и населения, которое работает на промышленных предприятиях и, получая достойную зарплату, способно оплачивать экономически обоснованные тарифы. Волгоградская область уникальна как единственный в Южном федеральном округе энергетически самодостаточный регион, отметил Сергей Костров. И это во многом благодаря компании «Лукойл», которая «заинтересована в том, чтобы максимально загрузить свои мощности, находящиеся в Волгограде и Волжском, и предоставить электроэнергию потребителям по более коротким схемам и более низкой цене». Дальнейшее развитие отрасли зависит от тех решений, которые будут приняты в ближайшие месяцы, в том числе на региональном уровне. Выработке их и призвана способствовать конференция. Определенные достижения у волгоградцев уже есть. Директор регионального развития компании «VEGAS LEX» Михаил Сафаров привел со ссылкой на сайт министерства энергетики мнение министра Сергея Шматко о том, что Волгоградская область – единственный регион, где произошло существенное снижение тарифов холдингом «МРСК Юга» при значительном росте их у региональной сетевой компании. При этом, отметил господин Сафаров, Волгоградская область до сих пор не перешла на так называемое RAB-регулирование. Поясним: речь идет о системе регулирования долгосрочных тарифов, обеспечивающей инвесторам возвратность и доходность средств, вложенных в развитие энергетики (от английскго Regulatory Asset Base – регулируемая база капитала). В июне 2008 года Владимир Путин подписал постановление правительства № 109, в соответствии с которым валовая выручка энергетиков, посчитанная по методу RAB, должна включать в себя текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала (последний – в течение 35 лет). Ставки доходности установлены на уровне 6% и 9% для первого и второго годов и 12% – для последующих лет. Хорошо это или плохо? Избегая однозначных суждений на этот счет, Михаил Сафаров охарактеризовал нынешнее состояние электроэнергетики в нашем регионе. Для отрасли характерны: полная либерализация цен, стабилизация тарифов, финансирование технологического присоединения объектов потребителей к сетям за счет инвестиционных программ и тенденция к ликвидации перекрестного субсидирования. Продолжая затронутую тему, руководитель группы по проектам в энергетике компании «VEGAS LEX» Евгений Родин высказал мнение о том, что нынешний 2011 год является переломным для отрасли: в ней произойдет либерализация государственного ценового регулирования. Пока это коснулось только оптового рынка (речь идет о так называемом оптовом рынке электроэнергии и мощности, или ОРЭМ): там уже 99% электроэнергии продается по свободным ценам. А на розничном, на котором действует, например, ОАО «Волгоградэнергосбыт», происходит постепенный переход от тарифного регулирования к методическому. Последнее имеет следующие особенности: цена не фиксируется государством, а рассчитывается самим поставщиком по определенному «алгоритму», установленному государством, и является «прозрачной» для потребителя, при этом обеспечивается защита интересов, как поставщика, так и потребителя. В отличие от тарифного регулирования, при котором основным инструментом корректировки тарифов является обжалование их в арбитражном суде, при методическом можно использовать и внесудебные инструменты, а новую цену применять «задним числом» – с начала года. Цена при этом включает в себя несколько составляющих: стоимость электроэнергии на оптовом рынке, сбытовую надбавку (которая регулируется местными производителями электроэнергии) и стоимость ряда услуг (по передаче электроэнергии, а также инфраструктурных организаций), которые регулируются государством. Начальник отдела управления контроля электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев сообщил о том, что его структура следит за тем, чтобы в каждом регионе не увеличивалась рыночная доля отдельных поставщиков. Очень важным инструментом регулирования является установленный стандарт раскрытия информации о поставщиках, за нарушение которого налагаются штрафы. Было высказано мнение о том, что RAB-регулирование, изначально интересный механизм, стало неэффективным, поскольку поставщики закладывают в тарифы «все свои хотелки», так что ценообразование становится не вполне прозрачным. В системе RAB-регулирования нет показателей, ориентирующих на эффективное использование средств, и в результате сетевые компании не заинтересованы в этом. Сергей Костров предложил рассмотреть вопрос о так называемой «последней миле» в электроэнергетике. Речь идет об объектах электросетевого хозяйства, которые соединяют потребителей с поставщиком и передаются Федеральной сетевой компанией в аренду территориальным сетевым организациям. Заключаемые при этом договоры предусматривают механизм перекрестного субсидирования в тарифе на передачу электроэнергии, который призван равномерно распределять компенсационную нагрузку на всех потребителей в регионе и направлен на снижение тарифной нагрузки для населения. В результате предприятиям-потребителям навязываются стеснительные для них условия. Нет ли здесь ограничения свободы конкуренции? Как сообщил Дмитрий Васильев, к 2014 году планируется отказаться от перекрестного субсидирования, и подготовка к этому уже началась. Как промышленным предприятиям планировать свою деятельность на ряд лет, если часть решений по регулированию тарифов на электроэнергию находится еще «в политической плоскости»? Отвечая на этот вопрос Сергея Кострова, Дмитрий Васильев согласился: для некоторых предприятий ситуация в связи с происходящим изменением правил тарифного регулирования действительно непредсказуемая, кто-то из них от этого выиграет, а кто-то проиграет. По словам господина Васильева, в ФАС подготовлены предложения о развитии конкуренции на розничном рынке электроэнергии и предоставлении потребителям возможности свободно выходить на оптовый рынок. Вернувшись к вопросу о RAB-регулировании, он высказал мнение о том, что применение этого метода зависит от готовности банков кредитовать предприятия энергетики. Заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике и эффективности Юрий Станкевич затронул вопрос повышения в 2011 году тарифов и привел в связи с этим следующие цифры: для предприятия легкой промышленности одной из центральных областей стоимость 1 кВт-часа составляла в январе 2009 года 4,35 руб., а в январе 2011-го – 7. В начале 2011 года стоимость электроэнергии, покупаемой на оптовом рынке, выросла, в зависимости от региона, на 10-30%. Удорожание электроэнергии изымет в 2011 году не менее 25% прибыли из промышленного сектора экономики. Как сообщил господин Станкевич, на состоявшемся 8 июня в РСПП совещании был рассмотрен вопрос о повышении точности экономического прогнозирования в связи с ростом энергетических тарифов. Участники его пришли к выводу о том, что механизм определения тарифов должен обеспечивать нормальный уровень рентабельности энергетических компаний, являющихся естественными монополиями, позволять потребителям их продукции и услуг прогнозировать уровень перспективной нагрузки и стимулировать рост энергоэффективности экономики. Принято решение о проведении на уровне региональных отделений РСПП обсуждения этих вопросов к намеченному на 13 октября заседанию правления РСПП. Комитет РСПП по энергетической политике и эффективности внес ряд предложений: добиваться ежегодного снижения операционных расходов энергетических компаний, установить жесткий контроль за использованием ими инвестиционных средств, предоставить свободу выбору оптового поставщика электроэнергии для каждого потребителя. Быть или не быть RAB-регулированию? Михаил Сафаров продемонстрировал таблицу с показателями, позволяющими сравнить методы регулирования тарифов «затраты+» и RAB. Так, у первого период регулирования – 1 год, а у второго – 3-5 лет. При первом невозможна корректировка в связи с объективными факторами, а при втором она вполне возможна, при первом источники инвестиций – амортизация и прибыль текущего года, а при втором – акционерный и заемный капитал, при первом нельзя регулировать надежность и качество обслуживания потребителей, а при втором инвестиционные программы привязаны к уровням надежности. Впрочем, для волгоградцев эта информация имеет академический интерес, поскольку наш регион не перешел на RAB-регулирование, отметил господин Сафаров. Причины этого объяснил начальник управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области Никита Кондаков. Он сообщил о том, что с 2011 года основные региональные сетевые организации должны были в соответствии с законодательством перейти на долгосрочное регулирование тарифов, и правительством установлены 2 метода такого регулирования: на основе доходности инвестированного капитала, то есть RAB, и долгосрочной индексации. Несмотря на то, что RAB-регулирование активно внедрялось во многих регионах России, управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области провело в 2010 году расчет, который показал, что применение этого метода у нас приведет к значительному росту тарифов для потребителей. Даже при условии реализации предложенных холдингом «МРСК Юга» мер тарифного «сглаживания» (когда увеличение тарифов переносится в основном на последующие годы). По словам господина Кондакова, ситуация в регионах, которые начали применять RAB-регулирование еще в 2008 году, «неоднозначная». Достоинство этого метода в том, что он позволяет осваивать значительные объемы инвестиций, недостатки – существенный рост тарифов для населения, сложности с оценкой инвестированного капитала и получением кредитных ресурсов ввиду накопленных волгоградскими энергетиками долгов на 6 млрд. руб. К тому же анализ капиталовложений, произведенных волгоградским филиалом холдинга «МРСК Юга» в последние годы, показал, что процент освоения средств у этой организации низок, и в 2011 году она предложила уменьшить инвестиционную программу. На отказ от перехода на RAB-регулирование в 2011 году повлиял еще и значительный рост энергетических тарифов в 2010 году: почти вдвое по сравнению с 2009 годом в связи с кризисом. В этих условиях «не хотелось бы увеличивать их и в 2011 году». – С позиции потребителей получилось забавно: давайте директивно перейдем на RAB-регулирование, то есть будем инвестировать в сетевой комплекс, – отметил Сергей Костров. – А почему должно быть директивное изъятие денег у потребителей? Инвестиции подразумевают снижение потерь, издержек, связанных с передачей, и потребитель должен получить, в конечном счете, снижение тарифов за счет повышения эффективности работы сетевого комплекса. Кроме того, мы должны знать, насколько эффективными окажутся инвестиции, за ними должен быть контроль, но пока этот вопрос – «черный ящик». Что мешает развитию конкуренции в энергетике? Евгений Родин обратил внимание коллег на то обстоятельство, что рост тарифов сетевых компаний был связан с уходом от них части потребителей: свои расходы сетевики раскладывали на оставшихся. Сергей Костров заявил в этой связи, что прямые договоры с производителями электроэнергии помогли промышленным потребителям выжить. А часть потребителей просто снизила объемы потребления. В целом удержание на минимальном уровне энергетических тарифов для населения за счет предприятий привело к тому, что «баланс интересов явно нарушен». – Надо искать сбалансированное решение, которое учитывало бы интересы сетевых компаний, промышленных предприятий и производителей электроэнергии, которые хотят развиваться, – подчеркнул господин Костров. – Здесь, в Волгоградской области стоят незагруженные генерации! По мнению Дмитрия Васильева, недостаточная загруженность энергетических мощностей – это федеральная проблема, для решения которой необходима «расшивка узких мест» отрасли. Обсуждается вопрос о создании 28 зон свободного перетока электроэнергии. А пока, сообщил заместитель директора «Лукойл-Волгоградэнерго», ВолжскаяТЭЦ-1, где проходит конференция, загружена только на 30-40%. Вместе с тем, отметил исполнительный директор регионального отделения РСПП в Волгоградской области Виктор Фокин, наш регион обладает двумя конкурентными преимуществами: имеются как избыточная генерация электроэнергии, так и альтернативная сетевая компания (ОАО «Волгоградоблэлектро», которое делит региональный рынок с «Волгоградэнерго» – филиалом ОАО «МРСК Юга»). По мнению генерального директора ОАО «Волгоградоблэлектро» и ООО «Волгоградоблэлектросбыт» Евгения Москвичева, RAB-регулирование уже фактически применяется, потому что «мы каждый год составляем годовые планы развития энергетики, а также 5-летние и 20-летние». Источником финансирования может быть как банковский кредит, так и частный инвестор, но в любом случае затраты отражаются в тарифах. И «все равно платить за развитие энергетики промышленности, потому что население и бюджет не платят, это не наш принцип – это принцип российского государства». Поэтому свободного рынка электроэнергетики до сих пор нет, в чем убедится каждый, кто попробует на этот рынок выйти. Только в нашем регионе имеется «параллельная» электросбытовая компания – ООО «Волгоградоблэлектросбыт», принадлежащая администрации Волгоградской области. Уже 4 года эта компания готовит документы для выхода на оптовый рынок, и вопрос все никак не решается. Между тем условия функционирования сетевых и сбытовых компаний далеко не самые завидные. Если себестоимость и продажная цена электроэнергии отличаются в разы (в 3-4 раза), то сетевики могут набавлять на 1 рубль цены газа только 4-6 копейки. Поэтому ОАО «Волгоградоблэлектро», где работают 2 тысячи человек, завершило 2010 год всего с 3 млн. руб. прибыли. По мнению господина Москвичева, неправильна ситуация, когда за строительство и ремонт электрических сетей, которые принадлежат государству, платит только промышленность. Он призвал РСПП участвовать в формировании энергетических тарифов. Дмитрий Васильев согласился: ситуация с допуском на оптовый рынок электроэнергии действительно непрозрачна, нужен четкий правовой механизм, регулирующий ее. Сергей Костров отметил еще одну сторону проблемы: правительство недостаточно информировано о ситуации в энергетики, поэтому РСПП следует прилагать усилия по доведению необходимой информации до федерального центра. Представительница комитета экономики администрации Волгоградской области рассказала о том, что в нашем регионе разработана программа развития конкуренции, и в комитете экономики создан специальный отдел, который занимается данным вопросом. Улучшению ситуации на промышленных предприятиях и в области в целом помогло бы, как считает Виктор Фокин, создание сетевой компании на базе «Волгоградоблэлектро» при поддержке, в т.ч. финансовой, «Лукойла»: тогда на региональном рынке электроэнергетики появится нормальная конкуренция». Евгений Москвичев согласился с этим, поскольку «конкуренция – двигатель развития», и высказался за предоставление каждому потребителю возможности заключать договор с любой сбытовой компанией. Промышленное перевооружение и повышение энергоэффективности производства могут существенно снизить расходы на электроэнергию и иные производственные издержки. Это видно из примера, который привел Виктор Фокин: на волгоградском заводе «Северсталь-метиз» за счет модернизации производства тот же объем продукции выпускает коллектив численностью 1 тысяча человек вместо прежних 6 тысяч. Представитель завода «Северсталь-метиз» рассказал о том, что на предприятии внедрили новое оборудование, которое в 4 раза эффективнее прежнего. Удалось существенно сократить потребление электроэнергии и высвободить много производственных площадей, на которых организован бизнес-парк, куда приглашаются все инвесторы. Где взять средства на развитие энергетики? Евгений Родин напомнил участникам конференции о таком важном источнике средств на развитие энергетики, как экономия. Она имеет особенно важное значение на старых предприятиях, где есть много возможностей модернизации производства. Вот почему, по примеру развитых стран, российская политика в сфере электроэнергетики направлена прежде всего на развитие энергосберегающих технологий. В странах Европейского союза существует практика заключения энергосервисных контрактов, по которым проводятся мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий на предприятиях-заказчиках. Другой стороной таких контрактов является энергосервисная компания. Она выполняет необходимые мероприятия и делит с заказчиком выигрыш от полученной экономии энергии. Понятно, что для такой деятельности нужны банковские кредиты. Так что многое зависит от того, насколько банки заинтересованы в энергосбережении. Но можно ли планировать нашу экономику достаточно четко, чтобы гарантировать банкам возврат вложенных средств через 15 лет – средний срок действия энергосервисного контракта? Михаил Сафаров сообщил о том, что банкиры сетуют на крайне низкую активность бизнеса: дескать, и процентные ставки сейчас невысоки, но все-таки предприятия не спешат брать кредиты. Управляющий Волгоградским отделением № 8621 ОАО «Сбербанк России» Андрей Гавриленко заверил собравшихся в том, что энергетика является для банков очень интересным сегментом экономики. – Если мы видим, что в инвестиционной программе все «срастается» и получается – и тариф, и возврат средств, – тогда банк может идти на риск участия в этой программе, – заявил господин Гавриленко. – Для банков более интересно, когда применяется RAB-регулирование и расчеты инвестиций делаются на долгосрочный период, на 5-7 лет: тогда окупаемость программ видна. Сейчас мы переходим к кредитованию на 10-летний и 15-летний срок. Что касается энергосбережения, то если компания хорошо работает и может сэкономить средства за счет внедрения энергосберегающего оборудования, то банк будет с удовольствием участвовать в этой программе. Мы сегодня очень активно подходим к энергетике. По прогнозу Минэнерго, до 2015 году в эту отрасль будет вложено $120 млрд., из них 30% заемных средств. Рынок кредитования энергетики будет расти на 25-30% в год, и мы к этому готовимся. Управляющая Волгоградским филиалом ЗАО «Газпромбанк» Лариса Турецкая сообщила о том, что ее банк осуществляет программу повышения энергоэффективности, при этом реализуются 3 модели: «Энергоэффективность под ключ» (выполняется по результатам обследования комплексная программа по согласованию с предприятием, по результатам ее банк получает долю сэкономленных средств), только финансирование энергосберегающих мероприятий и управление всей системой энергоснабжения предприятия. Программы по энегосбережению реализуются банком на таких предприятиях, как Ижорский завод, «Уралмаш», «Сибмашзавод» и др. «Абсолютный нонсенс» на энергетическом рынке и как преодолеть его Начальник отдела энергетики волжского филиала ОАО «СИБУР-Русские шины» Алла Горшкова заявила об ошибочности представлений о наличии в регионе избыточных генераций, за счет которых можно решить все проблемы местных потребителей, несмотря на то, что электростанции компании «Лукойл» работают не в оптимальном режиме, с неполной нагрузкой. Дело в том, что недавно принятые правила функционирования оптового рынка электроэнергии «сильно подкосили возможность взаимодействия потребителя и генерации напрямую»: по этим правилам, всю электроэнергию нужно продавать и покупать на оптовом рынке. Поэтому заключать прямые договоры могут лишь субъекты этого рынка, причем и они должны будут платить сетевую «составляющую» тарифа. По мнению госпожи Горшковой, на региональном рынке электроэнергии наблюдается «абсолютный нонсенс». На нем практикуется так называемое «опосредованное присоединение» потребителей, подключенных к шинам генерации через сети «МРСК Юга». Хотя в подобных случаях транспортная составляющая всегда ниже, чем у других потребителей, на величину потерь в сети, которые не оплачивает потребитель. При этом Волгоградская область является единственным регионом, где отсутствуют 1-ставочные тарифы для потребителей, подсоединенных к шинам. Это приводит к «глобальному перекрестному субсидированию». Что видно на примере двух соседних волжских предприятий: филиала ОАО «СИБУР-Русские шины», который получает электроэнергию от сетей «Волгоградоблэнерго», а ОАО «Волтайр-Пром» которое 97% электроэнергии получает от шин волжской ТЭЦ-1. По идее, тариф для «Волтайр-Пром» должен быть ниже, поскольку в его случае транспортная составляющая минимальна. Однако для него 1 кВт-час обходится на 40-45 копеек дороже. В таких условиях волжские предприятия очень заинтересованы в появлении альтернативной сетевой компании, подчеркнула Алла Горшкова, «только эта компания должна будет подойти к каждому потребителю без использования сети «Волгоградоблэнерго». Ведь сетевая составляющая – это 50-60% тарифа, и она в последнее время существенно выросла. Так, у «Волтайр-Прома» ставка за содержание сети составляла в 2008 году 134 тыс. руб. за 1 мегаватт-час в месяц, а сейчас – 650 тыс. В итоге волгоградские производители «попадают в замкнутый круг»: в Волгограде меньше загружаются заводы (благодаря чему больше заказов достается предприятиям в других регионах), волгоградские генерации хуже работают и свои издержки списывают на меньший объем своей продукции, которая дорожает для волгоградских потребителей. Госпожа Горшкова отметила также «сумасшедший рост сетевой составляющей» в 2010 году, который произошел в связи с тем, что «два завода отсудили последнюю милю и ушли на договор с Федеральной сетевой компанией». Этому примеру могут последовать и некоторые другие предприятия, и тогда для оставшихся тарифы вырастут еще больше. И «в какой-то момент нам выгоднее будет остановить заводы и ничего не делать». Может ли Федеральная служба по тарифам предотвратить подобное катастрофическое развитие событий? На этот вопрос Михаила Сафарова ответил начальник отдела судебной защиты юридического управления ФСТ Батрадз Мецаев. Который признал, что ФСТ располагает для этого определенными возможностями. Так, эта служба вправе проверять экономическую обоснованность тарифов и отменять их в случаях явных злоупотреблений. Кроме того, ФСТ привлекает к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях установленного порядка ценообразования. Представитель ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» поставил вопрос так: почему хорошо работающие предприятия должны оплачивать издержки тех, кто работает плохо? Он сообщил о том, что его предприятие отделено от ТЭЦ-2 лишь забором. Тем не менее считанные метры сетей, соединяющих эти два объекта, принадлежат холдингу «МРСК Юга», из-за чего нефтепереработчики вынуждены оплачивать последнему 100% тарифа за передачу электроэнергию, как в случае опосредованного присоединения. По мнению Аллы Горшковой, предприятию, которое оказалось в описанной выше ситуации, следует добиваться для себя «последней мили», а что касается возможности вмешательства ФСТ, то выразила пессимизм, поделившись своим опытом 1,5-годовой переписки с этим ведомством, которая до сих пор ни к чему не привела. Заместитель начальника управления промышленности и ресурсов аппарата главы администрации Волгоградской области Сергей Клименко считает: сетевики с уходом «больших» потребителей вынуждают оставшихся платить за то, за что последние раньше не платили, чтобы удержать на прежнем уровне сумму своих доходов. Большинство проблем отрасли, на его взгляд, – это результаты ошибок, допущенных при реформировании энергетики, и несовершенства федерального законодательства. – Проблема наша в том, что весь бизнес наш, к сожалению, не очень прозрачный, – заявил Сергей Клименко. – Из-за этого свои инвестиционные программы предприятия региона осуществляют в основном за счет собственных средств, а финансирование за счет банковских кредитов на протяжении ряда лет держится на одном уровне: 7-8%. Хотя деньги у банков есть, и они хотели бы дать их предприятиям, но последние не в состоянии предоставить необходимых банкам гарантий. А что касается филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго», то он в развитие сетей практически ничего не вкладывает, в лучшем случае лишь кое-что ремонтирует на деньги, которые собирает. Плюс долги, тому же «Волгоградэнерго» – порядка 600 млн. руб., эта практически вся инвестиционная программа, которую там запланировали... Проблема технологического присоединения Понятно, что решению ее помогла бы, опять-таки, конкуренция сетевых компаний. По мнению Евгения Родина, говорить об этом следует «аккуратно», имея в виду конкуренцию не в сфере услуг по передаче электроэнергии, а в сфере технологического присоединения потребителей к сетям. Хотя, казалось бы, какая здесь конкуренция, когда в том же холдинге «МРСК Юга» «не идут на уступки потребителям, работают исключительно по тарифам, которые устанавливают сверху, и зачастую договоры приходится заключать либо через суд, либо с помощью административного ресурса»? Но дело в том, что с появлением на рынке другого игрока, готового предоставить технологическое присоединение дешевле, для потребителя возникает возможность выбора. Пока ситуация с технологическим присоединением тяжелая. Сергей Клименко привел такой пример: в Суровикинском районе уже два года не могут решить проблему обеспечения электроэнергией строящегося там небольшого металлургического завода. А ведь за два года ситуация на рынке существенно меняется, и инвестор поневоле должен задуматься: а нужно ли ему это производство, в условиях, когда за подключение к сети предприятия стоимостью 30 млн. долларов нужно заплатить 10 млн.? Эта проблема нередко останавливает иностранных инвесторов. Виктор Фокин отметил в этой связи, что названная проблема имеет и свою положительную сторону: она повышает капитализацию существующих предприятий, таких, как волгоградский завод «Северсталь-метиз», где с высвобождением производственных площадей появилась возможность пригласить на них арендаторов. А в целом региональное отделение РСПП, чтобы сбить цену на коммерческую недвижимость для малого бизнеса, «вывалило» не так давно на рынок аж 1200000 кв. м самых разных помещений в промзонах города по ставкам вдвое ниже рыночных. Евгений Родин уверенно заявил: технологическое присоединение – это сфера, в которой возможна реальная конкуренция. По его мнению, не следует рассчитывать на то, что она будет отрегулирована государством, которое создаст какие-то правила, типовые договоры и др., – это «бизнес, который может структурироваться в рамках обычных гражданско-правовых механизмов. Вопрос лишь в том, как будет финансироваться технологическое присоединение? Можно ли это делать с помощью тарифов? Была продемонстрирована схема организации финансирования разработки проекта технологического присоединения. На ней ключевая, инициирующая роль принадлежит инвесторам – банкам, фондам, частному капиталу, международным финансовым институтам или государству, предоставляющему поддержку. Для реализации задуманного учреждается SPV или SPE (от special purpose vehicle) – компания специального назначения, или «проектная компания», созданная для реализации определённого проекта, которая заключает договоры с сетевой организацией и котлодержателем. Оплата услуг SPV включается затем в так называемый котловой тариф и индивидуальные тарифы для потребителей электроэнергии. По словам Евгения Родина, задача SPV – построить сеть и вернуть деньги инвесторам. Долгосрочный договор, заключенный предприятием-потребителем с SPV, – достаточная гарантия для банка, который предоставляет необходимые средства. Алла Горшкова пожелала уточнить: продемонстрированная схема предполагает котловой тариф плюс надбавку для конкретных потребителей? Господин Родин подтвердил это. По его словам, реализация схемы – это серьезная задача для экономистов, поскольку необходимо сделать расчеты на 30 лет, обеспечивающие инвесторам возврат вложенных средств. Необходимое условие реализации – согласие сетевой вышестоящей организации. Ее интерес обеспечивается тем, что вновь созданные активы через 30 лет станут ее собственностью.
Олег МАМОНТОВ
|