|
Главная страница / Новости |
27.03.2011 А.Н. Шохин об итогах 2010 года
Тезисы выступления А.Н. Шохина на расширенном заседании Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации 25.03.2011г. 1. Сегодня обсуждаются итоги работы Минрегиона России за 2010 год и планы на 2011. 2. Активное развитие и федеральных округов, и отдельных регионов невозможно без привлечения существенных финансовых ресурсов. Поэтому хотелось бы остановиться именно на финансовом обеспечении преобразований, которые запланированы в стратегических документах. 3. Итоги 2010 г. в этом плане довольно успешны. Минрегион России принимал активное участие в разработке стратегий развития федеральных округов. Для содержательного наполнения этих стратегий отобрано 104 приоритетных проекта с общим объемом инвестиций около 3184 млрд руб. Причем объем частных инвестиций составляет 83%. Однако наполнение стратегических документов проектами – это только первый шаг в направлении их имплементации. Он очень важен, потому что означает, что теперь всем очевидно – недостаточно просто принять стратегию развития. Нужно утверждать конкретный план ее реализации с обязательным указанием источников финансирования. И бюджетные средства должны занимать в них далеко не первые места. 5. Состояние инфраструктуры в России определяет основным механизмом инвестирования государственно-частное партнерство. Причем его нужно понимать в этом смысле несколько шире, не только в рамках конкретных проектов. 6. Например, в сфере энергоэффективности. Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2 - 2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5 - 4 раза. Это препятствует выходу отечественных компаний на мировые рынки, препятствует их развитию, из-за чего снижаются и налоговые доходы бюджета. 7. Поэтому государство начинает активно поддерживать инициативы, связанные с энергоэффективностью. В зависимости от показателей энергоэффективности предприятий субъектов Российской Федерации предполагается предоставлять налоговые льготы. Будут расширяться возможности реализации механизмов государственно-частного партнерства, включая энергосервисные договоры (контракты). 8. Минрегион уже разработал проект «Требований энергоэффективности зданий, строений, сооружений». Эти требования должны соблюдаться при проектировании и строительстве новых зданий, а также при капремонте и реконструкции старых. При проектировании и строительстве должны использоваться энергосберегающие материалы и технологии, а также нужно по максимуму переходить на использование альтернативных источников энергии. 9. Нельзя недооценивать и роль институтов ГЧП, в частности Инвестиционного фонда, который находится в ведении Минрегиона. В 2010 г. продолжалась реализация 15 общегосударственных и 23 региональных инвестпроектов. С 2009 года объем бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации формируется исходя из принятых обязательств по уже реализуемым инвестиционным проектам. Эту практику нужно дополнительно изучить с точки зрения возможных корректировок. 10. В заключения хотелось бы отметить следующее. По оценкам Минрегиона, в среднем за 10 лет 1 рубль средств федерального бюджета генерирует порядка 3 рублей поступлений в региональные и местные бюджеты. 1 рубль бюджетных ассигнований Инвестиционного Фонда стимулирует приток частных инвестиций в среднем до 6 рублей. А, например, в Ростовской области каждый потраченный на содержание Агентства инвестиций и развития рубль в итоге генерирует около 208-327 рублей дополнительных налогов в бюджет. Бюджетная эффективность – не менее 1:208. 11. Поэтому в 2011 г. мы должны продолжать двигаться в заданном Минрегионом направлении и уделять значительное внимание реализации стратегических документов, привлечению частных инвестиций и максимизации бюджетной эффективности государственных. |
|
|
|