|
Главная страница / Новости |
18.06.2010 16.06.10 Президент РСПП А.Н. Шохин направил письмо Президенту РФ Д.А. Медведеву
В письме затронуты вопросы практики применения новых положений уголовно-процессуального законодательства, ограничивающих избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении ряда экономических преступлений
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Российский союз промышленников и предпринимателей высоко ценит существенный вклад главы государства в совершенствование условий осуществления предпринимательской деятельности, улучшение делового и инвестиционного климата в стране. Большое значение в этом отношении имеют внесенные по Вашей инициативе изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, направленные на предотвращение фактов давления на подозреваемых и обвиняемых в экономических преступлениях и воспрепятствования нормальной деятельности хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, практика применения новых положений уголовно-процессуального законодательства, ограничивающих избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении ряда экономических преступлений, показывает, что судами принимаются решения, основанные на различных подходах в вопросах избрания меры пресечения и продления срока содержания под стражей. С этим связано и недавнее обращение Верховного Суда Российской Федерации к рассмотрению указанной проблемы.
Однако разъяснение положений закона, предпринятое высшим судебным органом, скорее усугубляет, а не снимает имеющуюся в законе неопределенность. Так, в постановлении Верховного Суда РФ от 10 июня 2010г. №15 «О внесении дополнения в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009г. №22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» разъяснено, что подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых согласно статье 108 УПК РФ применяются ограничения на заключение под стражу, являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность либо участвующие в предпринимательской деятельности, и, если совершенные ими преступления непосредственно связаны с указанной деятельностью. К сожалению, данное разъяснение не позволяет точно определить, будет ли тот или иной подозреваемый или обвиняемый отнесен судом к лицам, участвующим в осуществлении предпринимательской деятельности. Например, нельзя однозначно определить, должны ли применяться ограничения на заключение под стражу руководителей и заместителей руководителя, подозреваемых в присвоении материальных ценностей компании.
Для снятия указанной неопределенности, по нашему мнению, необходимо внести в статью 108 УПК РФ изменения, четко определяющие круг лиц, участвующих в предпринимательской деятельности. В этих целях может быть использовано понятие «лицо, выполняющее управленческие функции», аналогичное тому, которое содержится в Уголовном кодексе РФ применительно к субъектам преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях (примечание к ст. 201 УК РФ).
Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Различные подходы к применению судами новых положений уголовно-процессуального законодательства могут также объясняться тем, что статья 108 УПК РФ «Заключение под стражу» регулирует только условия избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу и предусматривает случаи, при которых такая мера пресечения не может быть избрана. Другие положения УПК РФ, в частности статья 255 «Решение вопроса о мере пресечения», определяют порядок продления срока содержания под стражей, но прямо не указывают на необходимость соблюдения при продлении срока содержания под стражей условий и ограничений, предусмотренных статьей 108 УПК РФ. В результате остается неясным, как будут применяться положения статьи 108 УПК РФ в отношении подозреваемых и обвиняемых, которым продлевают срок содержания под стражей.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Высокая социальная и экономическая значимость уголовно-процессуального законодательства требует создания условий для единообразного применения соответствующих правовых норм в следственной и судебной практике. РСПП полностью разделяет Ваше мнение, высказанное на совещании по вопросам развития судебной системы 2 июня 2010 года, о необходимости уточнения действующих норм закона и обращается с просьбой дать необходимые поручения о подготовке изменений в уголовно-процессуальное законодательство, устраняющих указанные выше недостатки.
|
|
|
|