О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Архив новостей

Прочие разделы



Главная страница / Новости

Новости

07.06.2010 А.Мурычев: в результате экономического спада инфляция сократилась до исторически минимального уровня

Тезисы выступления А.В.Мурычева, исполнительного вице-президент РСПП на пленарном заседании XIX Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге (27 мая 2010 г.)

1. Текущая ситуация в банковском секторе
Осенью минувшего года активно высказывалась озабоченность надвигающейся стагнацией в банковском секторе. В настоящее время мы в полной мере пожинаем ее плоды: банки стоят на месте. С начала 2010 года прирост  активов сектора составил минус 0,5%, а текущие темпы прироста в годовом выражении составляют всего плюс 2,65%.

Хотя Банк России чуть ли не ежемесячно объявляет, что вот-вот кредитование восстановится, на деле этого не происходит. С начала 2010 года прирост  кредитного портфеля сектора составил минус 0,6%, а текущие темпы прироста в годовом выражении составляют минус 4,1%.

К началу лета банки столкнулись с двумя противоположными тенденциями. Во-первых, вклады населения активно растут. По итогам 2010 г. мы ожидаем их увеличение на 13-15%. Общая величина вкладов должна превысить 8,5 трлн. руб. Во-вторых, банки сталкиваются с проблемами поиска адекватных, надежных заемщиков. Более того, многие отрасли экономики, ранее предъявлявшие активный спрос на кредиты, в результате падения спроса на продукцию и сворачивания инвестиционных программ перестали обращаться к банкам за кредитами.

Как следствие, банковский сектор вынужден накапливать избыточную ликвидность. По нашим оценкам, за апрель избыток ликвидности вырос на 210 млрд. руб. и достиг 1,4 трлн. руб. При том, что минимально необходимая ликвидность составляет 5% активов, ее фактический объем достигает около 10% активов.

Накопление ликвидности находит отражение в росте вложений банков в корпоративные облигации, а также облигации и депозиты Банка России. Одним из проявлений стагнации является невысокая рентабельность банков и как следствие – их низкая инвестиционная привлекательность. Рентабельность собственных средств банковского сектора на апрель достигает 7,5%. Ожидания по итогам 2010 г. – не более 10%. Многие крупнейшие банки по итогам I квартала 2010 г. зафиксировали чистые убытки из-за роста резервов.

В целом, банковское дело в России оказывается менее доходным, чем в сопоставимых странах. Хотя Латинская Америка, Восточная Азия и другие регионы переживают кризис не лучше России, рентабельность банков там вдвое выше. Даже в Африке, по данным МВФ, рентабельность капитала достигает 17-20% против 10% в России.

2. Стратегические перспективы
Учитывая не слишком позитивные реалии, стратегические приоритеты должны касаться двух ключевых вопросов. Во-первых, как денежные власти должны (и должны ли?) аккуратно и последовательно сворачивать антикризисные меры? Во-вторых, разработка новой Стратегии развития банковского сектора на среднесрочную перспективу и обеспечение восстановления банковского рынка.

Постепенное завершение антикризисных мер ставит перед нами непростые задачи. Необходимо учитывать:

- формирование банками дополнительных резервов на возможные потери,

-  непрогнозируемые шоки ликвидности, обусловленные зависимостью российской экономики от внешней конъюнктуры,

- «ралли» на облигационном рынке,

- угрозу «регресса» в банковском регулировании и надзоре, заключающуюся в том, что полезные изменения в регулятивной среде могут быть утрачены в ходе завершения антикризисных мер.

3. Резервы на возможные потери
В текущей ситуации банки получают от регулирующих органов противоречивые сигналы относительно формирования резервов на возможные потери. В настоящее время экономия резервов за счет льготного режима составляет по нашим оценкам на апрель 2010 г. около 270 млрд. руб. Если Банк России венет прежние требования по резервам, банкам придется извлечь откуда-то эту немалую сумму. В то же время за первые три месяца текущего года весь банковский сектор заработал всего 117 млрд.руб. Представляется необходимым отменять действие Указания №2156-У поэтапно, чтобы изменения проходили в комфортных для банковского сектора условиях. Но при этом создание резервов в полном объеме должно значится конечной целью.

В противном случае убыточность банков ставит под угрозу членство банков в системе страхования вкладов. Необходимо продлить срок, на который приостановлено действие отдельных положений ст. 48 Федерального закона №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003, вплоть до середины 2011 года.

4. Расширение системы страхования вкладов
ледует отметить, что банковское сообщество возлагает серьезные надежды на улучшение и расширение функционала системы страхования вкладов. Речь идет о страховании средств индивидуальных предпринимателей, находящихся на банковских счетах. Мы рассчитываем, что обсуждаемый законопроект найдет должное понимание. Во-первых, благодаря нововведению будет оказана поддержка малому предпринимательству. Индивидуальные предприниматели держат в банках, в основном, оборотный капитал. Банкротство банка означает для них потерю оборотных средств и остановку бизнеса. Во-вторых, страхование счетов индивидуальных предпринимателей позволяет покончить с сомнительными схемами, в частности с дроблением вкладов или с открытием счетов в банке от имени физического лица, а не индивидуального предпринимателя. В-третьих, расширение застрахованных лиц повысит доверие к банковскому сектору со стороны малого бизнеса, увеличит пассивную базу банков и позволит вывести из теневого наличного обращения часть средств.

Особо следует подчеркнуть, что расходы на страхование индивидуальных предпринимателей будут незначительны. Остатки на их счетах на апрель 2010 г. достигали около 87 млрд. руб., что составляет всего 1,12% от совокупного объема депозитов населения. Никакой заметной нагрузки на систему страхования вкладов эта сумма не окажет. В то же время социально-экономический эффект окажется весьма существенным.

5. Санация банков
Особо стоит подчеркнуть, что ряд важных решений, принятых в период кризиса, необходимо оставить как постоянные элементы регулирования и надзора. В частности, к таким элементам относятся:

• наделение АСВ полномочиями финансового оздоровления кредитных организаций с использованием апробированных механизмов санации (т.е. придание бессрочного характера федеральному закону №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»);

• расширение использования кредитных рейтингов российских рейтинговых агентств в банковском регулировании и надзоре;

• сохранение на постоянной основе для мониторинга ситуации в крупных банках института уполномоченных представителей Банка России.

6. Ломбардный список
В ходе кризиса Банка России заметно расширил состав Ломбардного списка. Рано или поздно из него будут исключены высоко рискованные инструменты. В частности, обыкновенные и привилегированные акции корпораций. В то же время, чтобы не вызвать дестабилизацию рынка и сбои в управлении банками своей ликвидностью, облигации эмитентов из Перечня системообразующих организаций Правительства РФ следует оставить в Ломбардном списке вплоть до их погашения. После погашения текущих выпусков новые облигации тех же эмитентов в Ломбардный список рекомендуется включать, только если они удовлетворяют критериям, применяемым к бумагам остальных эмитентов.

7. Докапитализация банков
По экспертным оценкам, в обозримой перспективе банковскому сектору не угрожают серьезные проблемы с капиталом. Исходя из ожидаемых потерь по кредитам, банки смогут успешно пройти завершающую стадию экономической рецессии. В настоящее время банки располагают достаточным собственным капиталом с точки зрения финансовой устойчивости. Однако в 2011-12 гг. ожидается его дефицит с точки зрения посткризисного восстановления и финансовых потребностей экономики. Полное списание кредитных потерь в 2011-12 гг. приведет к снижению (хотя и не критичному) достаточности капитала. В отсутствие буфера собственного капитала банки окажут слабую поддержку экономическому росту. По этой причине мы считаем важным перераспределение средств программы обмена привилегированных акций на ОФЗ в пользу субординированных кредитов (внесение ОФЗ в капитал в форме кредита или реализация облигаций на рынке с последующем внесением выручки в капитал банков). Учитывая, что 100 млрд. руб. был зарезервированы в бюджете на обмен акций на ОФЗ, дополнительной нагрузки на бюджет возникнуть не должно.

8. Заключение: Уникальность 2010 года
Несмотря на непростую ситуацию, текущий год предоставляет нам не только вызовы (которые необходимо достойно встретить), но и возможности. В результате экономического спада инфляция сократилась до исторически минимального уровня. Сейчас она составляет около 6% годовых. Вслед за низкими темпами прироста потребительских цен снижаются процентные ставки по кредитам и депозитам. Если властям удастся справиться с инфляционным давлением в конце года, вы сможем обеспечить уникально низкие процентные ставки по заемным ресурсам для реального сектора. Это означает оживление кредитования и появление спроса на банковские продукты в низко рентабельных отраслях, до этого никогда активно банковскими услугами не пользовавшимися. Для банков это означает диверсификацию активов и расширение клиентской базы. Однако для достижения ценовой стабильности и «дна» по процентным ставкам потребуется дальнейшее снижение ставки рефинансирования и решение проблемы неравномерного расходования средств федерального бюджета в течение года, а также контроль за тарифами монополий.

Информация РСПП

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog