22.10.2009 Президент РФ Дмитрий Медведев встретился с членами Бюро и Правления РСПП
Встреча, спланированная поначалу как ограниченное совещание высшего руководства страны с крупным бизнесом, то есть с членами Бюро и Правления РСПП, перешла в итоге в расширенное заседание с участием чиновников из правительства, администрации президента РФ и представителей других общественных организаций: в ней приняли участие главы «Опоры России» Сергей Борисов и «Деловой России» Борис Титов, а также независимый (от общественных организаций) председатель правления НК «Роснефть» Сергей Богданчиков. Внушительным оказалось на встрече и участие чиновников из исполнительной власти: администрацию президента представляли ее глава Сергей Нарышкин, его заместитель Владислав Сурков, а также помощник президента Аркадий Дворкович, а правительство – министры Эльвира Набиуллина и Алексей Кудрин.
Тему встречи - подготовку президентского послания Федеральному Собранию РФ - обозначил в своем вступительном слове Дмитрий Медведев: таким образом, своему видению того, что должно быть включено в это послание, был посвящен основной доклад, с которым выступил, по поручению Дмитрия Медведева, глава РСПП. Александр Шохин сконцентрировался на ряде ключевых моментов, в частности на том, что надо говорить (и поступать соответственно) не о выходе из кризиса, а о модернизации экономики (кризис же к этому подтолкнул), а также о том, что в целом антикризисные меры должны улучшать деловой климат, для чего ключевым вопросом, в свою очередь, должна стать стратегия выхода государства из экономики. В своем выступлении Александр Шохин перечислил конкретные предложения РСПП, необходимые для формирования качественной и результативной модернизационной политики исходя из ситуации в конкретных секторах: это и необходимость обеспечения инвестиционных льгот для компаний – с тем, чтобы высвободить их средства для инвестирования в экономику, и адекватная посткризисная работа финансовой системы, где помимо налоговых льгот требуется обеспечить приток заемных средств на приемлемых условиях, и многое другое.
Президент Дмитрий Медведев живо участвовал в обсуждении проблем, порой провоцируя обострение, - как в случае с предоставлением слова Олегу Дерипаске (чьи предприятия, аффилированные в группах «БазЭл» и «РусАл», отягощены кредитными задолженностями) сразу после выступления другого авторитетного члена Бюро Правления РСПП – главы «Альфа-групп» Михаила Фридмана (чей одноименный банк был занят кредитованием промышленности, а с развитием кризиса вступил в полосу арбитражных тяжб по этой тематике).
Предельно откровенным было и обсуждение проблем околосудебной коррупции – и здесь президент посоветовал предпринимательскому сообществу, во-первых, самому прекратить вручать взятки, и, во-вторых, при попытке их вымогательства немедленно сообщать «куда следует», а также проблем обеспечения добросовестной конкуренции в ряде секторов экономики, в которых подвизаются госкорпорации, - и тут президент пообещал, что такие предприятия либо будут преобразованы в открытые акционерные общества, либо вообще ликвидированы. Кроме того, были высказаны опасения в том, что с наделением Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования полномочиями безакцептного списания средств (а такая возможность обсуждается) объем налогового администрирования может увеличиться фактически втрое, что, конечно, будет серьезно затруднять работу компаний.
Итогам встречи с президентом была посвящена последовавшая за ней пресс-конференция в здании РСПП, в ходе которой Александр Шохин и член Бюро Правления РСПП, глава компании «Вим-Биль-Данн» Давид Якобашвили подробно рассказали обо всех аспектах общения с Дмитрием Медведевым.
Тезисы выступления Президент РСПП А.Н.Шохина на встрече с Президентом РФ Дмитрием Медведевым:
В статье «Россия, вперед!» поставлены амбициозные задачи модернизации экономики России. Предпринимательское сообщество и РСПП как общенациональное объединение работодателей готовы принять участие в ее решении. Тем более что Вы, уважаемый Дмитрий Анатольевич, выразили готовность инкорпорировать наиболее креативные и аргументированные предложения в Послание Президента Федеральному Собранию.
Говорят, что если нефть опять будет стоить 80-90 долларов за баррель, о реформах можно забыть. Но почему мы должны забывать о реформах?!
Давайте лучше «забудем» о высоких ценах на нефть. Будем считать, что нефть стоит не дороже 75 долларов за баррель. А остальное – на инфраструктурные проекты, формирующие новую структуру экономики или в пенсионную систему, в Фонд национального благосостояния.
Никак не закончится дискуссия – что считать выходом из кризиса. Нельзя оценивать эффективность антикризисных мер по месячным данным (пример тому - сентябрь). Должен быть устойчивый рост показателей, а не колебания в пределах статистической погрешности. Поэтому давайте делать выводы по итогам хотя бы двух кварталов (как в случае с определением рецессии).
Но хотя с формальной точки зрения кризис закончится, когда страна выйдет на докризисный уровень макропоказателей - ВВП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал. До 2012 года в соответствии с правительственным прогнозом российская экономика будет еще в кризисе, хотя и в стадии восстановительного роста.
Но восстановительный рост – не самоцель. Если сейчас не начнем модернизацию, к моменту выхода из кризиса мы окажемся все с той же старой, подверженной кризисам структурой экономики. В 2012 году закроется «окно возможностей» реформирования и мы действительно можем отстать навсегда.
Антикризисные меры целесообразно разделить на два блока системных мер: улучшающих деловой климат и использующих естественные преимущества экономики.
Однако сейчас преобладают не самые эффективные индивидуальные меры поддержки по принципу «каждой системообразующей компании по госгарантии к 2010 году». Ориентация на индивидуальные меры поддержки компаний ведет к минимизации диалога по системным решениям. Действует принцип: «Какое снижение налогов и реформа институтов – вы же получили госгарантию».
Для делового климата ключевой вопрос - стратегия выхода государства из экономики и повышение эффективности государства. То, что эта тема может стать одной из ключевых в Послании Президента - позитивный сигнал для бизнеса.
Уже сейчас следует определить приемлемые формы госучастия в экономике. Пора акционировать хотя бы часть госкорпораций, особенно те, которые действуют в конкурентном секторе, а также определить сроки выхода для антикризисных (господдержка в обмен на акции) и модернизационных (Роснано) форм госучастия в экономике.
В 2010 году, по видимому, можно будет полностью отказаться от прямой поддержки компаний, перейти к системным модернизационным стимулам, и полностью отказаться от помощи неконкурентоспособным предприятиям.
После 2010 года будет возможно: - отказаться от поддержки финансового сектора (естественно, если не возникнет кризиса «плохих долгов»); - начать приватизацию госактивов (после повышения капитализации этих активов и восстановления платежеспособного спроса на финансовом рынке и привлечения стратегических инвесторов); - снизить долю бюджетных средств в антикризисных инвестиционных проектах через механизмы ГЧП (инфраструктурные проекты должны превратиться из антикризисных в модернизационные, основным инструментом должны стать концесии).
Со стратегией выхода связаны антикризисные изменения в администрировании и регулировании. Под предлогом кризиса пытались поправить в законодательстве все, до чего дотянулась рука. Но не всегда стоит решать конъюнктурные проблемы при помощи законотворческих инициатив. Правки в «частные» законы (пример - регулирование госзакупок) еще допустимы, но к системным нужно подходить максимально осторожно.
Сейчас необходимо определить какие антикризисные поправки являются универсальными и «остаются навсегда», а от каких после кризиса нужно отказываться и уже сейчас готовить проекты «обратных» или уточняющих законов. Пример – усиление защиты прав должника в рамках процедур банкротства/финансового оздоровления. Когда промышленность выйдет из кризиса, поддержка может понадобиться уже банкам, если будет искажен баланс взаимоотношений кредитор-должник.
Под кризис «креативно» и оперативно поправили антимонопольное законодательство. Защита конкуренции – дело хорошее, но возникают новые барьеры для бизнеса из-за нечеткости определений монопольно высокой цены, согласованных действий хозсубъектов, понятий вертикальных соглашений и т.д. Даже российским компаниям сложно работать в таких условиях, а для иностранных инвесторов стабильность законов и минимальные возможности для административного усмотрения являются условием для работы в стране. Тем более с конца октября за нарушение этих расплывчатых норм уже грозят тюремные сроки. (Председатель Комитета по собственности и защите конкуренции Михаил Маратович Фридман)
Инновационная экономика – не повод дарить рынок нефти, газа или других традиционных секторов нашим конкурентам. Повышение эффективность механизмов стимулирования разведки и разработки новых месторождений – необходимая мера, вдобавок стимулирующая спрос на инновационные технологии. Необходимо создать максимально благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в долгосрочные проекты, требующие применения современных технологических и технических решений, и устранить ненужные законодательные препятствия для их участия.
При этом антикризисные меры должны в большей степени стимулировать рост производства и экспорта переработанной продукции, нежели ограничивать экспорт непереработанной. Председатель Комитета по энергетической политике Вагит Юсуфович Алекперов.
Борьба с кризисом – только часть программы действий. Если не трансформировать антикризисные меры в модернизационные, можно забыть об устойчивом росте.
Пример – антикризисные инфраструктурные проекты. Некоторые чиновники говорят: зачем давать деньги на инфраструктуру, если их разворуют и они спровоцируют инфляцию… Поводов ничего не делать масса.
Но Китай ведь сочетает высокие темпы экономического роста, реализацию масштабных инфраструктурных проектов и более низкую, чем в России, инфляцию. Вот у кого надо учиться эффективности госполитики.
При этом инфраструктурные проекты – это и высокий спрос на инновации, особенно если государство будет требовать: нет новых технологий – нет госконтракта. (Председатель Комиссии по транспорту Владимир Иванович Якунин).
РСПП предлагает сформировать два направления модернизационной политики исходя из ситуации в конкретных секторах.
У нас есть «двоечники», где технологическое отставание на 2-3 поколения и даже больше, и «троечники», где отставание не превышает 1 поколения. «Хорошистов» и «отличников» (точки инновационного роста) слишком мало, и без универсальных мер они не смогут вытащить страну на следующую ступеньку экономического развития. Появились и негативные примеры, когда, оставаясь в рамках одного технологического цикла, мы начинаем увеличивать временное отставание (раньше отставали на два-три года, теперь – четыре-пять).
Ключевая задача для первого блока - сократить отставание до одного поколения/как минимум - не дать ему увеличиться. Об инновациях, лидерстве на мировом рынке таким компаниям думать пока рано – это чистая «догоняющая» модернизация. На российском рынке такие компании могут быть конкурентоспособны, но важно, чтобы это была конкуренция не исключительно по цене (в том числе за счет протекционистских мер).
Что нужно сделать?
Во-первых, максимально высвободить средства компаний для инвестирования (инвестльгота, дополнительная амортизационная премия, облегчение налогового администрирования), что особенно важно при росте нагрузки на бизнес в рамках реформы ЕСН. Бизнес обоснованно боится «размножения» проверяющих (при сохранении права налоговой инспекции проверять «дореформенные» налоговые платежи). Нет стопроцентной уверенности в готовности бизнеса и фондов к новой системе работы. Да и нагрузка увеличится уже в 2011 году, когда до конца кризиса будет минимум один год. Пока не поздно - стоит немного скорректировать реформу. (Председатель Комитета по бюджетной и налоговой политике Владимир Сергеевич Лисин) Еще один резерв - неэффективные и экономически необоснованные расходы бизнеса (земля, подключения, коррупция).
Во-вторых, на практике реализовать стратегию повышения энергоэффективности – пока даже базовый закон не принят (необходимо создать стимулы к энергосбережению для потребителей и производителей энергии; рассмотреть возможность внедрения новых принципов ценообразования - цена ниже для потребителей, реализовавших мероприятия по энергосбережению) (Член Бюро Правления Григорий Викторович Березкин).
В-третьих, обеспечить адекватную работу финансовой системы на период после кризиса (налоговые льготы и амортизационная политика не могут полностью заменить заемные средства на приемлемых условиях). Присутствующие здесь банкиры могут подробнее сказать об этом.
В-четвертых, обеспечить дополнительные модернизационные стимулы (предоставление на конкурсной основе госгарантий по кредитам на приобретение новой техники и технологий, расширение практики компенсации предприятиям-заемщикам процентных ставок по кредитам под залог акций предприятия-заемщика). Необходимо стимулировать выход компаний на новые международные рынки. Конкуренция – очень хороший стимул для развития.
В-пятых, необходимо продолжить активное реформирование образования: нехватка высококвалифицированных кадров была самой острой проблемой бизнеса перед кризисом, останется она таковой и после выхода на устойчивые темпы развития.
Второй блок – инновационные меры для секторов с минимальным технологическим отставанием и потенциалом технологического лидерства. Необходимо идентифицировать эти сектора. Возможно, в их число войдут базовые сектора экономики. Сырьевой не значит отсталый или неинновационный.
Для таких секторов мы предлагаем пять ключевых мер:
Во-первых, ввести налоговые каникулы для новых предприятий (кстати, данное решение подходит и для моногородов).
Во-вторых, активнее использовать косвенные и регулирующие механизмы стимулирования инноваций через техническую политику (налоговые стимулы разработки национальных стандартов и т.д.). (Председатель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Дмитрий Александрович Пумпянский)
В-третьих, заняться совершенствованием нормативной правовой базы в инновационной сфере – в России сейчас нет даже законодательно закрепленного понятия - «инновации». Нужна коммерциализация инноваций. Есть действительно неплохой план Минэкономразвития России по стимулированию инновационной активности, но пока не понятно, как он будет выполняться. Есть и встречное требование к бизнесу - нужно начинать с себя и повышать восприимчивость инноваций. (Председатель Комитета по промышленной политике и регулированию естественных монополий Владимир Петрович Евтушенков/Председатель Комиссии по транспорту Владимир Иванович Якунин).
В-четвертых, стимулировать спрос на инновации - создать условия для внедрения «наилучших доступных технологий», начать внедрение обязательных требований по инновационности и использованию наилучших доступных технологий при госзакупках. Обязательные программы инновационного развития госкомпаний – только первый шаг.
В-пятых, стоит более активно заняться системой поддержки высокотехнологичного экспорта.
РСПП готов к системному диалогу по модернизации российской экономики и сегодняшняя встреча – часть такого диалога. Бизнес участвует в обсуждениях на различных площадках, но его участие нередко не формализовано. Хотят видеть на обсуждении бизнес – позовут, не хотят – не позовут. Ограничена и возможность влиять на перечень обсуждаемых тем. В результате мы чаще обсуждаем как нам спасти АвтоВАЗ, а не как сохранить конкурентоспособное ядро российской экономики.
Для того чтобы перейти от стратегии модернизации к ее реализации на практике, нужен постоянный системный диалог. Бизнес-организации должны стать частью не только совещательных органов, но и частью реальной экспертизы и системы принятия решений. Такой опыт есть во многих странах, из ближайших соседей – в Казахстане.
Мои коллеги из РСПП, которых большинство в этом зале, а также наши партнеры – лидеры ОПОРЫ и Деловой России, думаю, подробнее расскажут о подходах бизнеса как к антикризисным мерам, так и к модернизационной политике.
Спасибо.
"Промышленник России". Фото РСПП
|