О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Архив новостей

Прочие разделы



Главная страница / Новости

Новости

12.03.2015 РСПП выступил с рядом инициатив для облегчения работы финансовых институтов в кризисный год

Об этом заявил, выступая на круглом столе «Новые реалии банковского ритейла» 5 марта 2015 года в РСПП, исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. Он рассказал про инициативы РСПП, уже внесенные в правительство: заморозить все нормативные акты, связанные с утяжелением ситуации в банковском секторе, то есть касающиеся введения новых нормативов – например, повышенного резервирования под портфели кредитов, и все инициативы по увеличению фискальной нагрузки. «А то мы принимаем программу по антикризисному развитию, где соглашаемся не увеличивать фискальную нагрузку, а через два-три месяца различные ведомства наперегонки начинают предлагать поднять налоги – то на малый бизнес, то на банки, то еще на что-то другое. Поэтому до 2018 года увеличивать налоги просто нельзя», – заявил Мурычев (РСПП).

Александр Мурычев отметил, что банковский сектор – это отражение состояния экономики России. В банковском секторе имеет место и закредитованность, и увеличивается объем плохих активов – разговоры доходили даже до создания государственного Агентства плохих долгов. «Но замотают это дело, и опять не будет ни банка токсичных активов, ни агентства. И сами банки снова будут вынуждены со своими помойками разбираться. Поэтому нам сегодня надо понять, что происходит в банковском секторе – и у партнеров, и у конкурентов. И научиться на своем и чужом опыте преодолевать кризисные явления», – отметил вице-президент РСПП.

Розница бессильна перед процентной ставкой

Директор дистанционного обслуживания и продаж Банка Москвы Иван Пятков, презентуя программу поддержки заемщиков этого банка «Снижение платежа», отметил, что он хочет рассказать о конкретных шагах, которые помогают клиентам банка решать возникающие на рынке проблемы. Декабрь 2014 года стал месяцем, который изменил все реалии жизни розничных банков. «Но сейчас видно, что реакция у всех банков была достаточно трусливая – все банкиры, если только запахло жареным, попытались остановить бизнес, в первую очередь, розничный», – заявил Иван Пятков. Если 2015 год будет тяжелым, то проблемы будут не с теми кредитами, которые банками были выданы в 2015 году, а теми портфелями, которые формировались в 2012–2014 годах. И те резервы по ссудам, которые банки в 2015 году будут формировать, это будут резервы под те, более ранние, портфели прошлых годов, потому что просрочка. В первую очередь, «выползет» именно в них, уверен Пятков. «Розница бессильна перед процентной ставкой, так как депозиты банкам надо выдавать по тем ставкам, по которым они привлекались, а вот повысить ставку по розничным кредитам по закону банки не могут», – сообщил эксперт Банка Москвы.

Банк Москвы не стал закручивать гайки по розничным кредитам, так хорошие клиенты, которые до сих пор есть у банков, никуда не делись, но существенно сократили свои аппетиты, срезав кредитные запросы, добавил Пятков. На этом фоне Банк Москвы решил, что он будет бороться с негативной селекцией, то есть не будет поднимать ставки по кредитам до 30%, так как иначе соберет с рынка как раз плохую клиентуру. Поэтому выдачи кредитов в декабре 2014 года и январе 2015 года проходили с нулевой для банка маржой. Сейчас хорошие клиенты могут получить кредиты под 21–23 % годовых, и к марту текущего года у банка даже появилась маржа по таким кредитам. «В условиях кризиса надо думать не о том, как заработать, а как зарабатывать в будущем на полном цикле жизни клиента в банке», – уверен Иван Пятков из Банка Москвы.

Чтобы заранее отработать негативные процессы снижения доходов у клиентов, Банк Москвы ввел программу уменьшения платежа для своих клиентов. Банк увеличивает сумму кредита, выдаваемого на погашение старого, но при этом банк и увеличивает срок кредита, что уменьшает на 30–50% для клиента сумму платежа. Основная выгода для клиента – остаться в графике платежа и сохранить хорошую кредитную историю, считает Иван Пятков (БМ). Раньше в практике банка таких программ не было. При этом Банк Москвы не всем своим клиентам предложил снижение платежа. В портфель кредитов, владельцам которых была предложена программа, попало 180 тыс. заемщиков. На конец марта 2015 года банк ожидает отклик на свое предложение на уровне 10%, а на горизонте 6 месяцев – 25%. Но при этом Иван Пятков заявил, что банк надеется, что до такого показателя ухудшения состояния заемщиков дело не дойдет.

Ставка на сотрудников корпоративных клиентов

Директор департамента розничного бизнеса Новикомбанка Елена Одноколова сообщила, что у этого банка ставки по розничным кредитам ниже рынка, так как это банк, который работает с реальным сектором экономики и кредитует промышленность. Поэтому и клиенты розничного блока у этого банка – это в основном сотрудники обслуживающихся в банке предприятий. В рамках корпоративной розницы у Новикомбанка на одного клиента приходятся три продукта, что для многих банков до сих пор – лишь целевой ориентир, напомнила Одноколова. На каждого жителя России уже приходится 60 тыс. заемных рублей при том, что средняя зарплата по России всего 30 тыс. рублей, заявила Одноколова. И сейчас большая часть задолженности смещается на людей, проживающих в малых городах России, на более старшее население и в среднеобеспеченную часть сектора. В среднем по банковской системе к настоящему времени уровень просроченной задолженности вырос до 6%. Тесная связка с корпоративным блоком позволяет Новикомбанку лучше понимать, кто из физических лиц – заемщиков работает в более стабильном сегменте экономики, уверена представитель Новикомбанка. Новикомбанк долго держал ставки по кредитам для физических лиц, работающих в корпорациях, обслуживающихся в банке, на уровне 15,5%, сейчас эта ставка – 21%. На данный момент уровень одобрения кредитных заявок в Новикомбанке – 66%, в то время как процент одобрения клиентов «с улицы» в большинстве банков – не более 10%, заявила Одноколова (Новикомбанк).

Учитесь залоговому кредитованию

Советник президента Интеркоммерцбанка Елена Речкалова рассказала на круглом столе о дистрофии банковского рынка и о трансформации модели банковского ритейла. Она считает, что закредитованность населения в России небольшая, и если уж кто-то и закредитован, так это только низший и массовый сегмент. По ее словам, розничному банковскому рынку всего 10 лет, и работал он методом ковровой бомбардировки в вопросе выдачи кредитов, поскольку никакой сегментации клиентуры банки не проводили. «А розничный бизнес должен быть масштабируемым и структурированным. Банковский розничный бизнес в чисто корпоративном банке – это бизнес с уровнем «минус 10 лет назад», – заявила Речкалова. Кризис приучил банки к тому, что не надо заниматься ростовщическим кредитованием, надо заниматься нормальным банковским бизнесом с упором на транзакционный бизнес.

Крупные розничные банки своими инвестициями в сеть и в скоринг проложили корпоративным банкам мощеный широкий путь для входа на розничный рынок, уверена Речкалова. И сегодня корпоративные банки вполне могут даже покупать команды из розничных банков – вместе с их опытом и технологиями. Но сейчас в финансовой системе страны довлеет парадигма, что розничный банковский бизнес должен умереть, отметила Речкалова (Интеркоммерцбанк). Россия – бедная страна, это страна не банковского рынка, а микрофинансирования, но поскольку очень долго не было такого института, как сектор микрофинансов, то клиенты с низкими доходами обслуживались в банках. «Отсюда мы и видим, что 67% банковских розничных кредитов – это ссуды чисто микрофинансовые, а к ним применяются принципы банковского регулирования. Поэтому процесс «порчи портфеля» банковской системы будет идти очень долго, к тому же сейчас кредиты у банков никто не покупает. Поэтому банки охотно развивают в 2015 году лишь одно направление – сбор задолженности», – заявила Речкалова.

И одновременно 66% населения страны не имеют долгов – никаких: ни банковских, ни МФО, ни долгов по коммунальным платежам, заявила Елена Речкалова. А доля населения, которое имеет более 5 кредитов, – всего 0,6%, и это статистика бюро кредитных историй. «Если разделить все население на 10 групп, то мы увидим, что совсем не берет кредиты население со средним и высоким доходом. И у банков просто не доходили руки, чтобы заниматься залоговым кредитованием, а это нормальное банковское кредитование», – говорит Елена Речкалова. И сейчас будет развиваться кредитование под любое обеспечение, и это правильно, уверена специалист. Но банк обычно спрашивают – а где же мне взять таких клиентов? Но 88,4% населения имеет активы, например квартиру, машину и так далее. Из них 74% – имеет финансовые активы. Это означает, что такие клиенты – уже как минимум не мошенники, им есть что терять, и они не пойдут в банк лишь с целью его обмануть. «И вот на кредитовании этого сегмента банкам и надо сосредоточиться», – говорит Речкалова.

Поход к молодежи

Управляющий директор Сбербанка Алексей Гиязов заявил, что Сбербанк намерен не только сохранить, он намерен увеличить свою долю на розничном рынке, несмотря на то, что последние годы эта доля стабильно падала. Поэтому Сбербанк обратил внимание на студентов и детей. «Это не очень любимая мною тема, так как сейчас все банки считают, что они устроят фестиваль, где студенты потусуются и потом когда-нибудь станут клиентом этого банка, вспомнив о том, как хорошо им было на фестивале. Но лично я против такого подхода и против заявлений «это пиар-ход, не надо считать эффективность таких привлечений, все равно люди к нам когда-то вернутся». Вернутся в банки в целом – кто-то зарплатным клиентом Газпромбанка, кто-то – Банка Москвы. А деньги-то на фестиваль были потрачены конкретным банком», – заявил Гиязов.

Поэтому Сбербанк сделал анализ клиентской базы, начиная с нуля лет. «Да, у нас есть 107 тыс. таких активных клиентов – начиная с нуля лет. Это те дети, при рождении которых их родители начинают оформлять на них вклады и активно их пополнять», – отметил эксперт.

У Сбербанка есть два кампусных проекта для молодежи – для школ и для ВУЗов. Ребенок проходит на территорию школы и питается на ее территории по отпечатку пальца. Этот отпечаток привязан к счету родителя в Сбербанке. «Родителям приходит смска за 50 рублей в месяц о том, что их ребенок в данный момент съел – что-то полезное или бесполезную шоколадку», – заявил Гиязов. Проект для ВУЗов шире – туда к карте подключены и пользование библиотеками, и даже доступ к принтерам, чтобы студенты могли бесплатно распечатывать нужные им документы.

«Активные игроки на этом рынке – Газпромбанк, «Ак-Барс» в Татарстане и Альфа-банк, у которого есть один проект в Новосибирске. Во всех остальных регионах, кроме Москвы, мы довольно спокойно приходим в ВУЗы, и приходу банка рады», – заявил Алексей Гиязов. Он добавил, что это большой и хороший рынок, и на нем места хватит всем банкам. «Да, на нем мало денег, поскольку у молодежи всегда не хватает денег, но перспективы конверсии студентов в полноценных клиентов банка в будущем велики», – уверен банкир.

Кроме того, с сентября 2015 года Сбербанк планирует запустить новый карточный продукт, ориентированный на подростков от 14 лет. Об этом также сообщил Алексей Гиязов. «С сентября мы запускаем новый продукт для подростков 14 плюс. Это будет минимально выгодный для нас продукт с большими бонусными баллами, с хорошим приложением. Мы будем приходить в школы, продавать этот продукт ученикам, начиная с девятого класса, с возраста, когда человек получает паспорт. Мы хотим, чтобы восьмиклассник ждал, когда уже пройдет год, чтобы у него появилась возможность получить нашу карту», – заявил представитель Сбербанка.

Начальник управления маркетинга и рекламы Эксперт-банка Дмитрий Мотовилов посоветовал банкам «неочевидные пути сокращения костов». Он отметил, что логично, что вариант сократить затраты на аренду банковских офисов – это переехать в торговый центр. Да, там больше будет стоимость аренды квадратного метра, чем, например, просто в здании на улице, так как сети фаст-фудов готовы платить за площади больше, чем готовы платить банковские офисы. Но, открывая отделения и арендуя большой офис, банку много приходится платить за ту площадь, которая не участвует в продажах, уверен Мотовилов.

Кроме того, если офис банка открывается на улице, то есть в отделении, то логично, что на улице нет большого потока клиентов, заходящего с улицы в этот офис. А открываясь в торговом центре, банку надо меньше сумм на рекламу, так как там проходимость народа банально выше.

Экономия на ИТ – чем меньше у банка продуктовая линейка, тем лучше. Не надо предлагать клиенту 10 видов вкладов и 15 кредитов, и не надо тратить средства на их ИТ-поддержку, заявил Мотовилов.

Прирост потока клиентов в точках, открытых в торговых центрах в Эксперт-банке – 14% за уже прошедшее время в 2015 году, а прирост вкладов за январь 2015 года – 89%. Банк отказался от необеспеченного кредитования, и, несмотря на то, что все прогнозируют стагнацию в области продаж автомобилей, банк на этом секторе рынка в 2015 году успешно растет, заявил Мотовилов.

Иван Пятков (Банк Москвы) посоветовал Дмитрию Мотовилову (Эксперт-банк) все же поучить матчасть и не сравнивать себя, банк с 15 отделениями, с работой банков с филиальной сетью в сто и больше офисов. На эту ремарку Дмитрий Мотовилов ответил, что не зря его доклад называется «неочевидные пути», так как для большинства банков они настолько неочевидны, что их попросту не замечают.

По поводу валютных кредитов в обществе сложилась концепция ожидания

В последнее время активизировались заемщики, бравшие в стабильные для российской экономики годы кредиты в банках в валюте, в первую очередь – ипотечные. Об этом напомнила руководитель департамента исследований банковского сектора Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Ирина Лобанова. Подход, при котором проблемы заемщиков, взявших кредиты в банках в валюте, будут решены исключительно за счет усилий со стороны Банка России и правительства, может снизить уровень ответственности всех заемщиков России – как уже имеющих кредиты, так и тех, кто рассчитывает брать в долг в банках в будущем. И все же при отсутствии вообще каких-либо действий со стороны государства, направленных на решение проблемы валютных кредитов, отношение потребителей к ипотечному кредитованию и банковскому рынку в целом может значительно ухудшиться, сообщила Лобанова. И индекс доверия населения к банкам будет понижен на длительный срок, считает эксперт. Она полагает, что, например, государство могло бы выступить в качестве посредника между банками и заемщиками.

Согласно опросу НАФИ, 1% жителей России имеет на руках непогашенный кредит по ипотеке в иностранной валюте, еще 6% выплачивают ипотеку в рублях. 71% опрошенных агентством людей высказались за то, чтобы запретить выдавать кредиты в валюте, таких людей 71%. 17% населения против того, чтобы запрещать кредитование в валюте. Основной аргумент противников запрета кредитования в валюте – у заемщика всегда должно быть право выбора.

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) рассматривает возможность использовать программу реструктуризации ипотечных кредитов для заемщиков, взявших жилищные кредиты в иностранной валюте. Об этом сообщил вице-президент Банка жилищного финансирования Валерий Имаев.

По его словам, АИЖК разработало программу реструктуризации ипотечных кредитов, суть которой заключается в том, что заемщику предоставляется льготный период, в течение которого он вносит пониженный платеж. «Есть определенные ограничения по категориям заемщиков и по жилью. По сути, это обычная программа реструктуризации, когда заемщик 12 месяцев вносит пониженный аннуитетный платеж, а потом – повышенный. Однако АИЖК берет на себя финансовый риск: ведь заемщик может не восстановить свою платежеспособность и перестать погашать кредит», – отметил Имаев. Поэтому страховая компания АИЖК будет формировать страховку финансовой ответственности заемщика. Если заемщик перестает платить, а денег после реализации залога недостаточно, чтобы окончательно погасить кредит, то эта разница между ценой залога и задолженностью перед банком оплачивается за счет страховки. В таком варианте государство субсидирует оплату страховой премии. «Мы предложили, чтобы эта программа использовалась и для валютных заемщиков, и АИЖК согласилось рассмотреть эту идею», – сообщил представитель банка.

Он отметил, что сейчас многие валютные заемщики не готовы самостоятельно решать проблему выплаты кредита, так как ждут поддержки в этом вопросе от ЦБ и правительства. «Мы, например, предлагаем своим клиентам удлинить срок кредита и уменьшить аннуитет, этот вариант нам представляется компромиссным. Пока на него согласилось лишь 2% клиентов, остальные ждут, что их поддержит Центробанк и правительство. Такая интересная концепция ожидания сложилась в обществе», – сообщил Имаев.

Bankir.Ru
http://bankir.ru/novosti/s/neochevidno-ob-ochevidnom-10099738/#ixzz3TbUQZIHR

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog