О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Архив новостей

Прочие разделы



Главная страница / Новости

Новости

23.04.2013 Роль промышленности в формировании системы технического регулирования

19 марта в рамках традиционной Недели российского бизнеса  состоялась международная конференция «Роль промышленности в формировании системы технического регулирования Единого экономического пространства», организатором которой выступил Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

В конференции приняли участие свыше 250-ти представителей объединений бизнеса, предприятий и организаций стран Таможенного союза, руководители и ответственные работники Евразийской экономической комиссии, федеральных органов исполнительной власти, зарубежные гости.
На конференции прозвучало немало интересных, острых выступлений представителей бизнеса стран Таможенного союза. Был поднят целый ряд серьезных вопросов, требующих скорейшего решения.
Предлагаем Вам ознакомиться с Резолюцией участников конференции, содержащей конкретные рекомендации наднациональным и государственным органам власти, формулирующей основные направления деятельности ведущих объединений бизнеса трех стран по участию в формировании общей системы технического регулирования  Единого экономического пространства.


РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
«Роль промышленности в формировании системы
технического регулирования Единого экономического пространства»
19 марта 2013 года,  Москва

Участники конференции отмечают, что в настоящее время формируется система технического регулирования Единого экономического пространства,  продолжается разработка технических регламентов Таможенного союза. Параллельно совершенствуются подходы к вопросам формирования единого технического законодательства стран Таможенного союза. Данные процессы проходят при активном участии представителей промышленности. Этому  способствовало подписание Соглашения о сотрудничестве по техническому регулированию между Конфедерацией промышленников и предпринимателей (нанимателей) Республики Беларусь, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Национальной экономической палатой Казахстана «Союз «Атамекен». Новый импульс для работы в этом направлении был получен в результате подписания Меморандума о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Белорусско-Казахстанско-Российским Бизнес-диалогом.
Вопросы обеспечения участия представителей промышленности в реформе технического регулирования занимают особое место в работе ведущих объединений промышленников и предпринимателей стран Таможенного союза.
Участие представителей Бизнес-диалога в заседаниях Консультативного Комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Коллегии ЕЭК, а также в проводимых при Коллегии совещаниях позволяет учитывать мнение промышленности при принятии регламентов и их доказательной базы.
 При этом особую актуальность сегодня приобретает работа по мониторингу применения уже утвержденных технических регламентов Таможенного союза, консультированию предприятий по их практическому использованию.
 Участники конференции отмечают, что одним из приоритетов является гармонизация технического законодательства России, Таможенного союза и ЕС.
Успешная работа в этом направлении ведется в рамках Круглого стола промышленников России и ЕС. В частности, созданная в рамках КС УКП Рабочая группа по техническому регулированию успешно отстаивала позицию промышленности в ходе подготовки Соглашения о сотрудничестве между Росстандартом и СЕН-СЕНЕЛЕК, подготовила конкретные рекомендации по дальнейшему сближению технического законодательства России, Таможенного союза и ЕС с учетом интересов промышленности.
Своевременной следует считать инициативу по созданию специального Совета по стандартизации под эгидой объединений промышленников и предпринимателей России, Казахстана и Беларуси, а также BUSINESSEUROPE – организации, объединяющей европейскую промышленность.
Актуальным участники конференции считают разработку ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Принятие данного закона  позволит значительно повысить роль стандартов, создать эффективную систему технического регулирования во всех отраслях через определение части стандартов как документов, обязательных к применению.
Не менее важным является принятие ФЗ «Об аккредитации в Российской Федерации», что будет способствовать формированию единой национальной системы аккредитации в России и законодательно-нормативной основе её функционирования.
Участники конференции отметили необходимость увеличения доли продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, на основе подходов, принятых в странах ЕС, а также усиления борьбы с производителями и поставщиками контрафактной и фальсифицированной продукции, повышения ответственности за выдачу поддельных сертификатов.

Участники Конференции обращаются к Коллегии Евразийской комиссии, в государственные органы власти  Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с предложением еще шире использовать возможности экспертного сообщества промышленности трех стран при подготовке и принятии проектов технических регламентов Таможенного союза,  формировании единой базы межгосударственных стандартов и сводов правил, сближении систем аккредитации трех стран. При этом следует обратить особое внимание на оперативное решение вопросов, возникающих при практическом применении регламентов Таможенного союза.

           Участники конференции считают, что сегодня основными задачами ведущих объединений бизнеса являются:

-Организация участия экспертного сообщества России, Казахстана и Белоруссии в разработке и экспертизе проектов технических регламентов.
-Участие в работе Координационного Комитета по техническому регулированию, применению санитарных и фитосанитарных мер Евразийской экономической комиссии.
-Активизация работы технических комитетов по стандартизации и обеспечение их взаимодействия с органами по стандартизации Белоруссии,  Казахстана, России и других стран.
-Работа по гармонизации законодательства в области стандартизации с международными документами.
-Гармонизация систем аккредитации в области оценки соответствия стран Таможенного союза и  Европейского союза.
-Разработка обоснований необходимости увеличения  доли продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, на основе подходов, принятых в странах ЕС. Разработка мер по усилению борьбы с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции.
-Обеспечение участия экспертов и технических комитетов в работе международных организаций по стандартизации.
-Разработка межгосударственных стандартов в инновационных отраслях экономики и приоритетных направлениях, таких как создание интеллектуальных транспортных систем, новых материалов, альтернативных источников энергии.
-Приведение нормативной правовой базы в области аккредитации в соответствие с обязательствами Российской Федерации в рамках Таможенного союза и с международными нормами.
-Создание института экспертов и отраслевых комиссий для обеспечения объективной и профессиональной оценки компетентности проверяемых органов по оценке соответствия и лабораторий.
-Создание информационной системы, обеспечивающей возможность проследить  ход работы ФСА с документами по аккредитации.
-Создание при ФСА Общественного совета с участием экспертов – представителей общественных организаций для оперативного решения возникающих проблем.

Вопросы,
поднятые участниками Международной конференции
 «Роль промышленности в формировании системы технического регулирования Единого экономического пространства»

Корешков В.Н.
- необходимость разработки межгосударственных стандартов в качестве доказательной базы технических регламентов;
- формирование единой системы профессиональной подготовки и оценке компетентности экспертов органов по сертификации и персонала лабораторий;
- установление единого порядка рассмотрения претензий и жалоб к деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, включенных в Единый реестр Таможенного союза;
- установление единых:
принципов государственного контроля (надзора);
требований к системе контроля (надзора);
мер по контролю (надзору).
- необходимость проведения:
согласованной политики технического перевооружения, направленной на техническую модернизацию и переоснащение материально-технической базы органов государственного контроля (надзора);
подготовки и переподготовки кадров;
гармонизации процедур проведения государственного контроля (надзора), включая методы оценки риска нанесения вреда опасной продукцией.
- установление ответственности:
изготовителя, уполномоченного изготовителем лица, импортера за безопасность выпускаемой в обращение на рынке продукции;
органа по сертификации, испытательной лаборатории за достоверность результатов и достаточность проведенной оценке соответствия.

Онищенко Г.Г.
    - принятие дополнительных мер, связанных с изменением принципов осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, а также внесение изменений в действующие нормативы, принятые как на уровне Таможенного союза, так и на уровне Российской Федерации;
- все применяемые санитарно-эпидемиологические требования должны быть приведены в соответствие с международными стандартами или иметь соответствующее научное обоснование, разработанное на основе оценки рисков, это обязательство, как и все прочие, относятся ко всем членам Таможенного союза;
- до конца 2013 г. утвердить Роспотребнадзором план информатизации, включающий мероприятия по созданию и эксплуатации информационной системы, предусматривающей функционирование государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей.       

Элькин Г.И., Зажигалкин А.В.
- при введении в перечень ГОСТ, идентичного ИСО (МЭК) или ЕN, не проводится анализ готовности промышленности и испытательной базы для его применения (Электромагнитная совместимость);
 - не все требования ТР ТС закрыты документами по стандартизации (Машины и оборудование…);
- в Перечни стандартов, содержащих правила и методы исследований…, включены не только документы по стандартизации. Так, в Перечнях… содержатся Ведомственные методики измерений (МВИ) – около 610 документов (Легкая промышленность…);
 - не всегда очевидно, какое требование ТР ТС обеспечивается тем или иным стандартом;
 - необходимость формирования переходных периодов при введении новых стандартов взамен отменяемых. Необходимость параллельного действия заменяемого и нового стандарта на переходный период;
- проблема идентификации продукции (стандарты – по ОКП, ТР ТС – по ТН ВЭД);
- проблема ссылочных стандартов в ГОСТ, идентичных  EN, которые не имеют аналогов;
- в ряде случаев ГОСТы в перечнях по требованиям уступают национальным стандартам РФ, что дает возможность поступления не качественной продукции конкурентов на нашу территорию (кабельная продукция);
- проблема наличия нескольких национальных стандартов стран-участниц Таможенного союза на одну группу продукции, при наличии межгосударственного стандарта;
Кроме того, является необходимым:
- координация планов работ по стандартизации между ТС и МГС СНГ;
- разработка и реализация целевых программ по разработке ГОСТ, обеспечивающих выполнение требований ТР ТС;
- повышение статуса Межгосударственных ТК по стандартизации. Привлечение промышленности к МТК. Усиление роли МТК в разработке ГОСТ;
- введение ГОСТ на национальном уровне в каждом государстве – члене ТС в единый установленный срок;
- отмена всех национальных (государственных) стандартов, противоречащих ГОСТ;
 - подготовка и координация национальными органами по стандартизации предложений по формированию и актуализации Перечней стандартов для ТР ТС;
- приоритетное финансирования работ по стандартизации государствами-членами ТС;
- определение приоритетных работ по стандартизации, финансируемых ЕЭК для реализации требований ТР ТС (Прежде всего - мониторинг Перечней стандартов для ТР ТС);
- приоритетная разработка ГОСТ для реализации требований ТР ТС;
- повышение уровня гармонизации ГОСТ с международными и региональными стандартами;
- унификация форматов межгосударственных и национальных стандартов;
- анализ ведомственных документов на методы контроля (методик выполнения измерений), их метрологическая аттестация. Скорейшая разработка на базе ведомственных документов межгосударственных стандартов;
- сокращение сроков разработки межгосударственных стандартов;
- проведение инвентаризации фонда межгосударственных стандартов с целью последующей его актуализации и ускоренного обновления;
- более эффективное применение информационных технологий (АИС МГС) при разработке, голосовании членов МГС, распространении ГОСТ;
- укрепление и совершенствование Бюро по стандартам МГС;
 - принятие на национальном уровне во всех государствах-членах СНГ всех ГОСТ, утвержденных МГС СНГ;
- активизация участия в МГС всех государств-членов СНГ;
- скорейшая разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию межгосударственной стандартизации.     

Лоцманов  А.Н.              
- установление жесткого надзора за рынком и контроля за качеством продукции;
- борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией.

Шипов С.В.
- проведение работ по стандартизации в сфере управления качеством и оценки соответствия;
- детализация требований, предъявляемых к аккредитованным лицам при их включении в единый реестр Таможенного союза, в том числе определение статуса экспертов-аудиторов;
- формирование единой классификации областей аккредитации;
- внедрение стандартов GLP в работу лабораторий, проводящих неклинические испытания;
- создание региональной евразийской ассоциации органов по аккредитации, ее признание в ILAC и IAF.

Пашик Ю.А.
Отсутствуют:
- актуальные перечни взаимосвязанных с техническими регламентами стандартов (стандарты отсутствуют, указаны отмененные, неопубликованные, непринятые, неактуальные);
- система разработки и принятия стандартов, правил и процедур ТС;
- единые правила и процедуры аккредитации и оценки технических экспертов;
- полноценный информационный реестр ОС и АИЛ;
- порядок и результаты взаимных оценок органов сличительных испытаний лабораторий;
- единые правила и процедуры проведения испытаний, сертификации и декларирования;                                    
 - необходимое количество АИЛ;
- гармонизированное законодательство в области ответственности и контроля за  рынком.

Необходимо:
- реализовать план мероприятий по техническому регламенту ТС по НВО;
- ввести переходный период и в дальнейшем вводить регламенты только с полноценным переходным периодом;
- создать организационную структуру профильных техническо-консультативных комитетов при Коллегии ТС с целью разработки и актуализации технических нормативно-правовых документов системы техрегулирования (стандарты, правила и процедуры), с включением технических экспертов промышленности, ОС и АИЛ. Изменение состава подкомитетов при КК по техническому регулированию;
- ввести институт нотификации органов по сертификации;
- обеспечить публичное и прозрачное планирование и финансирование работ по заказам департамента по техническому регулированию;
- обеспечить международное признание сертификатов соответствия ТС;
- подготовить соответствующее решение Евразийской экономической комиссии о возможности выдачи национальных сертификатов Сторон на добровольной основе на продукцию, произведенную на территории государств-членов Таможенного союза с целью экспорта в третьи страны, до момента решения вопроса о признании сертификатов Таможенного союза в странах ближнего и дальнего зарубежья;
- отменить Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии «Об исключении стандартов из сертификатов и деклараций» от 25 декабря 2012 года №293.

Коровкин И.А.
- создание межгосударственных систем стандартизации и аккредитации, отвечающих положениям Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле, обеспечивающих защиту интересов организаций, участвующих в производстве колесных транспортных средств и обеспечивающих взаимное признание результатов оценки соответствия;
- разработка и применение единых межгосударственных стандартов на территории ЕврАзЭС и всём пространстве СНГ;
- ускоренное обновление фонда межгосударственных стандартов путем их гармонизации с международными стандартами, в том числе стандартами Европейского союза, SAE, ASTM и др.;
- разработка межгосударственных стандартов в инновационных отраслях экономики и приоритетных направлениях, таких как создание интеллектуальных транспортных систем, новых материалов, альтернативных источников энергии;
- вовлечение бизнес-сообщества в процесс разработки национальных стандартов;
- разработка межгосударственных профессиональных квалификаций и профессиональных стандартов;
- создание системы сертификации персонала, отвечающей требованиям ISO/IEC;
- разработка стандартов, связанных с рециклингом отходов, выводимых из эксплуатации автомобилей;
- исключение из технического регламента «О безопасности машин и оборудования»  автомобильных прицепов.                     

Грудцын В.Я.
- фактически отсутствие участия отечественной промышленности в работе по стандартизации взрывозащищенного оборудования и ее финансирование;
- ограничение требований по безопасности взрывозащищенного оборудования (отсутствуют требования по монтажу, эксплуатации);
- наличие значительного количества некомпетентных органов по сертификации.


 

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog