О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Архив новостей

Прочие разделы



Главная страница / Новости

Новости

21.09.2009 Трудовое законодательство - что новенького?

15 сентября 2009 года состоялось очередное заседание Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям. На заседании Комитета было рассмотрено  состояние современного российского рынка труда, обсуждены направления повышения гибкости трудового законодательства и развития страховых принципов в реализации социальной политики в Российской Федерации.

В работе Комитета приняли участие Президент РСПП А.Н. Шохин, член Бюро Правления РСПП, Президент «Группы «Онэксим»  Прохоров М.Д., руководители  отраслевых, межотраслевых и региональных объединений работодателей, крупных объединений, ассоциаций, союзов бизнеса, ведущих компаний России, члены  стороны работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), представители науки.

В своем выступлении Президент РСПП А.Н. Шохин отметил, что социально-трудовая область в условиях кризиса является наиболее чувствительной как для работодателей, так и власти. Необходимо взвешенно подходить к социальным обязательствам государства и бизнеса.

Для решения социальных проблем необходимо обеспечить модернизационный сценарий развития экономики, который предполагает, как предусмотрено программой социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 года, 3-4 кратное повышение производительности труда.

Кроме того, в условиях реформы системы социального страхования возрастает необходимость обеспечения эффективного администрирования вводимых социальных платежей, открытости и доступности информации о ходе подготовки к переходу от ЕСН к страховым взносам.

Далее он отметил, что в настоящее время в РТК рассматриваются предложения, предполагающие повышение налоговой нагрузки на фонд заработной платы предприятий угольной отрасли, которые могут стать прецедентом роста нагрузки на ФЗП и для других  отраслей, использующих работников на рабочих местах с тяжелыми и вредными условиями труда.

В своем выступлении Прохоров М.Д отметил  ряд проблем, стоящих на пути инновационного развития экономики страны. Основной стратегической задачей Комитета должна стать разработка предложений по развитию рынка труда, системы образования, трудового законодательства, системы социального страхования работников.

На заседании Комитета были представлены экспертные доклады директора Независимого института социальной политики Т.М. Малевой «Состояние современного российского рынка труда. Повышение гибкости трудового законодательства» и Президента Всероссийского союза страховщиков А.С. Кигима «О развитии страховых принципов в реализации социальной политики в Российской Федерации».

В докладах участников заседания были предложены конкретные изменения трудового законодательства, направления развития социального страхования. Кроме того, обсуждены текущие задач Комитета, среди которых мониторинг законодательства, необходимость формирования нового рынка профессий, компетенций и обеспечение соответствия стандартов профессиональных компетенций требованиям производства, повышение гибкости законодательного регулирования рынка труда.

Из доклада Т.М. Малеевой (основные тезисы):

- «В настоящее время в большей мере воспроизводится прежняя модель российского рынка труда – придерживание рабочей силы за счет манипулирования заработной платой. Это позволяет избежать социального взрыва,  предотвращает лавинообразный рост бедности. Вместе с тем, консервирует прежнюю неэффективную структуру рынка труда и экономики в целом и не позволяет провести социально-экономическую модернизацию. Сохраняется низкая производительность труда. Вместо традиционных групп бедности происходит расширение группы «работающих бедных». Высоки (сверхвысокие) социальные расходы государства.

- Регионами с острейшими кризисными проблемами неполной занятости являются: Самарская, Ярославская, Нижегородская, Свердловская, Челябинская, Ульяновская, Брянская и Курганская области.

- Новый Трудовой кодекс (ТК) по уровню совокупной нагрузки на работодателя оказался более дорогостоящим (на 8,3%), чем его предшественник КЗоТ. Наиболее весомой группой затрат работодателя в ТК являются издержки, связанные с сокращенным рабочим временем отдельным категориям работников. Затраты, связанные с увольнениями, хотя и не является самой весомой среди других льгот, тем не менее, представляет собой серьезную нагрузку на работодателей. Относительно небольшой вес затрат, связанных с увольнением (выходные пособия и т.п.), связан с ситуацией, когда увольнения по официальной инициативе работодателя занимают малую долю в общем высвобождении рабочей силы. В случае более сильного инфорсмента трудового законодательства, вес указанных затрат существенно возрос бы.

- В новом Трудовом кодексе произошла рационализация процедур, связанных с наймом и увольнением работников. Расширяются легальные возможности заключения срочных договоров. Более цивилизованный вид приобрели и взаимоотношения с профсоюзами – от архаичной процедуры «согласований» в пользу «учета мнения», что существенно ближе к общепринятым в мировой практике «консультациям».

- Нормы трудового законодательства в России исполняются экономическими субъектами примерно наполовину. По интегральной шкале жесткости трудовых норм по защите занятости ОЭСР (законодательство) в среднем страны ОЭСР – 2,0 балла, страны ЕС – 2,4 балла, переходные экономики – 2,5 балла, Россия - 3,2 балла. Фактическое исполнение: Россия – 15 рейтинг из 49 стран».

- Приоритеты антикризисных действий: инвестиции в образование (дифференцированные формы поддержки образования для различных социальных групп), развитие инфраструктурных проектов и сервисной экономики (программы подготовки и занятости для среднего класса и рекрутов среднего класса), развитие и диверсификация сектора социальных услуг – уход и воспитание детей, уход за пожилыми (госучреждения, коммерческие проекты, НКО и пр.) – программы подготовки и занятости для группы риска бедности, переход на адресные модели социальной защиты».

Из доклада А.С. Кигима (основные тезисы):

- «Предусматривается установление с 1 января 2010 года страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС  взамен единого социального налога. Определяются: плательщики страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.

- Повышается фискальная нагрузка на фонд оплаты труда, касающаяся всех работодателей, имеющих среднемесячные выплаты ниже 34 500 руб.      (предусмотренное в 2010 году применение пониженных тарифов страховых взносов (в совокупности 26 %) приведет к значительному увеличению фискальной нагрузки на работодателей в связи с уходом от применения регрессивной шкалы).

- Не предусматривается каких-либо послаблений для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (с 2011 года они будут уплачивать страховые взносы по ставке 34 % до достижения уровня 415 000 рублей. Что будет означать увеличение фискальной нагрузки в 2,4 раза).

- Последствия для хозяйствующих субъектов: угроза несоразмерности компенсаций уровню принятой финансовой нагрузки работодателем.

- Проблемы в сфере охраны труда: ПФР расходует на выплату досрочных трудовых пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью «в тяжелых условиях труда» более 10,4 млрд. руб. в год; на выплату трудовых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профзаболеванием более 6,6 млрд. руб. в год; фактические расходы работодателей на компенсации в 2008 году составили 65,1 млрд. руб. (13,6 млн. работников). При этом число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, постоянно увеличивается: с 17,1% (в 1997 г.) до 26,2% (в 2008 г.) - данные Росстата.

- Несовершенство страхового законодательства: страховой тариф устанавливается единым для всех хозяйствующих субъектов, работающих в отрасли; ставка тарифа не учитывает реальных рисков отдельных работодателей (использование средних статистических показателей). Проблемы работодателей: отсутствие четких алгоритмов и механизмов понижения ставки тарифа; отсутствие заинтересованности в качественных результатах аттестации рабочих мест, организации системы медицинских осмотров. Как следствие работодатель с нормальными условиями труда оплачивает «чужие» профессиональные риски.

- Оптимальные направления реформирования: модернизация системы страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний путем создания системы экономических стимулов для улучшения условий труда и внедрения безопасных технологий; переход от формальных «отраслевых» страховых тарифов к системе страховых тарифов для отдельной организации по фактическим показателям профессионального риска. Как следствие работодатель контролирует расчет своего страхового тарифа, отражающего степень имеющихся профессиональных рисков и практические усилия по их снижению. Создание системы оценки профессиональных рисков и методики формирования индивидуального страхового тарифа для организации при использовании интегрального показателя профессионального риска в организации, учитывающего: интегральный показатель состояния условий труда (на основе аттестации рабочих мест); интегральный показатель состояния здоровья работников (на основе проводимых оценок состояния здоровья работников)».

Управление трудовых отношений и социальной политики РСПП, пресс-служба РСПП

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog